Яна Другина родилась в холодной Сибири, где живут горячие сердца. Окончила Российскую академию государственной службы и занималась общественно-политической деятельностью, представляла Россию на Международном политическом форуме для молодых лидеров ООН. При этом считает себя человеком творческим, сердце которого навсегда отдано искусству.
Увлечение живописью является не основным занятием? И судя по вашей биографии, Вы занялись творчеством в достаточно взрослом возрасте? Что же привело к творчеству?
Да, это так, мой путь к творчеству был достаточно тернист: я оканчивала Российскую академию государственной службы при Президенте РФ и работала в Государственной Думе ФС РФ, где мне пришлось окунуться в политическую действительность. Изначально выбирала это направление из-за стойкого желания «сделать мир лучше», которое, как ни странно, никуда не ушло, а вылилось в другом воплощении – в живописи. Если верить Фёдору Михайловичу Достоевскому, именно «красота спасёт мир». Кстати говоря, такое сплетение политики и искусства было и у Черчилля, и даже у Гитлера! Последний вообще утверждал, что он художник, а не политик.
Вас можно считать самоучкой или у Вас есть какое-то художественное образование?
У меня нет художественного образования, но мне кажется, в этом и заключается суть творчества – оно должно идти от самого сердца.
Как вы думаете, подвергаются ли Ваши работы критике со стороны профессиональных художников, критиков именно из-за того, что Вы не учились профессионально на художника?
Думаю, наверняка! И это будет справедливо. Искусство – самая субъективная субстанция из всех, об этом свидетельствует, в том числе, ценообразование современного арт-рынка. Здесь главный фактор все-таки не академические каноны, а отозвалось ли в сердце, созвучна ли тебе та или иная картина. Об этом хорошо писал Моэм в своей книге «Луна и грош»: "Искусство – манифестация чувств. Самое интересное в искусстве – личность художника, и если она оригинальна, то я готов простить ему тысячи ошибок".
Вы проходили практику в Штатах: оказала ли Америка на Вас какое-то влияние?
Из любого путешествия мы не возвращаемся прежними. В моем случае, пребывание в Америке не только расширило мой кругозор, но и привело меня к состоянию «осознанного патриотизма». Я очень люблю Россию, но самый главный феномен – это наши люди, «русская душа». Просто без аналогов.
Есть ли мотивы или техники исполнения, которые Вы черпаете у зарубежных художников?
Я, по возможности, всегда стараюсь посещать различные выставки и галереи за границей, но, честно говоря, мои главные вдохновители – русские художники, а именно – русский модерн рубежа 19-20 вв., так называемое художественное объединение «Мир искусства» и эпоха Дягилева в целом.
Наличие балерин на Ваших холстах несомненно побуждает зрителя к сравнению с Дега. Вы поклонница импрессионизма или есть какая-то история появления этого стиля в вашем творчестве?
Я бы назвала это больше смешанной техникой, не всегда импрессионизм в чистом виде. Что касается, моего любимого направления в живописи – это эпоха Возрождения, названный мной выше Русский модерн и импрессионизм. Но мой пытливый ум всегда заставляет меня искать новые формы и воплощения в искусстве, поэтому сейчас мне интересно познавать современное искусство. Главное в этом случае, как говорится, “keep an open mind” и понимать, что это, в первую очередь, искусство идеи, а не просто прикладное изображение.
Что определило смешанную технику в Вашем творчестве?
Вы спрашиваете это у человека, который сумел объединить мир политики и искусства? (смеётся) Мне кажется, некий симбиоз всегда интереснее и свежее выглядит.
Помимо балетного цикла, есть ли какие-то серии работ?
Да, есть пейзажи, серия портретов (в том числе портрет Александра III) и тематика русского фольклора. Пейзажи пишу тоже те, что вдохновляют: это русская природа и Италия. Из всей Европы Италию считаю не просто самой красивой страной, а прикосновением божественности! Из последнего итальянского пейзажа – Венеция.
Есть ли интересная история создания или какая-либо интересная история, которая приключилась с одной из Ваших работ?
Я думаю, самая интересная история – то, что мой первый в жизни портрет был портрет Владимира Владимировича Путина. Так как я человек амбициозный, то и свой первый портрет решила написать с самого вдохновляющего человека России (смеётся). Очень уважаю нашего президента. Правда, портрет ушёл на подарок не самому Владимиру Владимировичу, но приближенному к нему человеку (улыбается).
Были ли у Вас персональные выставки?
Пока только планируются (улыбается). Насчёт выставки лучше пока не раскрывать все карты. Могу сказать только, что первую выставку я планирую этой весной, в Москве, где будет представлен балетный цикл (с особо творческой атмосферой).
Хотели бы Вы поехать на художественную практику заграницу?
Обязательно! Это очень расширяет кругозор, мир искусства – без границ, на самом деле, и в этом его сила. Флоренция – в школу живописи и Лондон – Christies: образование в сфере изящных искусств и арт-рынка.
Критичны ли Вы сами к себе?
О да, конечно! Я жуткий перфекционист, всегда кажется, что могла бы лучше. Но самое главное, все-таки в картинах – это передать свою энергетику, и если это хоть немного получилось – значит все не зря! (улыбается)
Ваш девиз?
Если вы хотите лозунгов, то «жизнь коротка, искусство вечно» (улыбается). А вообще, считаю, что самое главное в жизни – любовь, это именно та энергия, которая нас наполняет и заставляет чувствовать жизнь. Только она имеет смысл, только в ней мы настоящие.
Что по Вашему мнению является главным для творческого человека?
Быть жадным до знаний, постоянно самосовершенствоваться, читать хорошую литературу, внимательно слушать людей и уметь видеть красоту в мелочах.
Где вы черпаете вдохновение для создания новых картин?
Мои картины – это в основном балетный цикл, так как я очень люблю театр и знаю его изнутри: моя сестра балерина. Она и есть моя главная вдохновительница! Считаю, что балет – это апогей всего искусства, волшебство, красота в абсолюте, уносящая душу в эйфорию.