АРТ-ПЕРСОНА МЕСЯЦА
Adele Levitova
Адель – художница из Москвы, создающая живописные полотна в экспрессионистической манере на тему счастья, любви и многогранности человеческих чувств. Участница московских и зарубежных выставок.
- Насколько я знаю, у тебя юридическое образование – расскажи, как ты пришла в искусство и стала художником?
- Не сразу был понятен мой путь художника, в моей семье никакого серьезного творчества никогда не было – мои родители занимаются нетворческими профессиями, поэтому разглядеть потенциал сложно. Когда я стала взрослой и смогла принимать решения, я стала осознавать, что что-то идет не так и я нахожусь не на своем месте, делаю не то, что хочу. Несмотря на то, что я могла сделать хорошую юридическую карьеру, мне хотелось жить по собственным представлениям, я хотела определять свой путь сама.
Адель Левитова "Miracle", 2021
- Почему именно живопись?
- Я придумала в свое время тест, который помогает определить свое предназначение. Насколько мы знаем, часто родители через детей воплощают свои нереализованные мечты, поэтому в определенный момент я представила, что в такой ситуации находится моя воображаемая дочь, а я должна посоветовать, как поступать в такой ситуации. В тот момент я поняла, что женщина-художница – это так прекрасно. Я всегда рисовала, но не задумывалась о творческой карьере.
- Есть ли у тебя творческое образование или ты самоучка?
- Я называю себя самоучкой, у меня нет академического художественного образования. У меня были частные занятия – я сама искала преподавателей по рисунку и живописи. И последний мой учитель занимается абстрактной живописью. Когда я увидела его работы – я сразу в них влюбилась и поняла, что это именно этот человек может привести меня туда, куда я хочу прийти.
- Это российский художник?
- Это Игорь Литвинов, он выставляется в галерее a-s-t-r-a.
Адель Левитова "Dutch still life" (деталь), 2022
- То есть у тебя еще арт-дилеровское чутье?
- Да, есть такое. Ко мне часто обращаются художники за советом, и я сама приобретаю работы у малоизвестных художников, а через время вижу, что они становятся заметными на арт-рынке. Но предпочитаю не думать о перспективности, а просто покупать то, что нравится.
- Для тех, кто никогда не видел твои полотна, как бы ты их описала, чтобы в голове сформировался образ твоих работ?
- Мне нравится слово «наивное», потому что оно отражает суть тех миров, которые я создаю. Меня интересует мир фантазии и любви. Я пишу идеалистическую картинку. Я большая поклонница искусства 20-х годов. Мне нравится многое в истории искусств, но этот век особенно мне нравится (и начало, и конец). Мне кажется, в моем творчестве можно уловить параллель с модернистами.
- Ты подражаешь модернистам?
- Нет, я не подражаю, работаю как экспрессионист. Но сочетание открытых цветов и выразительные линии могут напомнить зрителю художников-модернистов. Возможно, из-за того, что я самоучка и мой главный учитель – музей, но я считаю, что для художника знание истории искусства и понимание последовательности – это очень важно.
Адель Левитова "Dreamlers in the garden", 2022
Адель Левитова "Dreamlers", 2022
- Сколько лет понадобилось для того, чтобы найти свой стиль?
- Когда я начала заниматься с Игорем Литвиновым и когда он сказал, чтобы я расслабилась и делала, что хочу, я сразу начала выдавать работы, которые были по уровню не хуже тех работ, которые я создаю сейчас. Поначалу я их очень стеснялась и года четыре никому не показывала, но недавно я устраивала распродажу, и ранние работы пользовались большим вниманием. Я постоянно оттачиваю свой стиль, но при этом стремлюсь работать в свободной манере. Так мне интереснее самой, есть узнаваемость: почерк, стиль, темы – этого достаточно.
- А бывало ли такое, что ты замечала, что какие-то художники копировали твои приемы?
-Да, конечно. С кем-то мы можем это обсудить. Я и сама часто вдохновляюсь творчеством других художников.
- А где грань вдохновения и плагиата?
- Плагиат – это когда ты полностью переносишь живопись другого человека, а вдохновение – это бессознательный повтор, ты не задумываешь изначально сделать это осознанно, но получается, что работа может очень напоминать произведения других художников. Мои работы часто сравнивают с произведениями Матисса, Модильяни, Шагала – меня это так же ранит, как если бы это было сравнение с современными художниками. Хочется создать свой уникальный стиль, чтобы он был ни на кого не похожим. Если мы посмотрим на полотна определенного периода Гогена и Ван Гога – мы не найдем отличий, потому что в тот момент они очень тесно общались дружили, и ненароком повторяли технику друг друга. Сейчас есть определенные тенденции, что у российских художников (а я себя отношу, несмотря на то что я сейчас живу в Израиле, к российским художникам) есть общий почерк. Переехав в Израиль, я это увидела более отчетливо и осознала, что я абсолютно оторвана от израильской реальности. Я недавно общалась с местным художником, и он говорил, что мое искусство прекрасно, но «еще не израильское». То есть его еще нужно впитать в себя, потому что у нас есть свои корни, на которых базируется наше сознание: русский авангард.
Адель Левитова "Blue Palms" (деталь), 2022
- Какое же израильское искусство?
- Это очень сложно и непонятно, потому что то, что представлено в публичных галереях на улице – это настоящий кошмар, это поп-арт не очень высокого уровня.
- А в солидных галереях?
- В основном это художники-концептуалисты, абстракция и экспрессия в темных тонах.
- Какое искусство сильнее – русское или израильское?
- Я очень верю в русское искусство. Я всегда представляла, что буду жить по всему миру и буду представлять себя как русский художник. Мне сложно оценить израильское искусство, потому что я с ним только начинаю знакомиться, а на основании пяти израильских художников не хочу делать вывод.
- Ты сказала, что относишь себя к российским художникам, несмотря на то что ты живешь в Израиле? Многие, кто уезжает, начинают идентифицировать с той страной.
- Именно сейчас хочется говорить о том, что я российская художница, потому что хочется донести миру о том, что Россия – это великая культурная страна, я ее люблю за Чайковского, Рахманинова, я ее люблю за наших писателей. Меня сформировала русская культура. И где бы я ни жила, я всегда останусь представителем своей страны. Я сформирована из ярких красок, и интересно то, что я приехала в Израиль, и я понимаю, что нам в России очень не хватало цвета и света. И при контакте с моими работами зритель будто наполняется этой энергией. А здесь в Израиле столько солнца и любви, что я поняла, что здесь другие ментальные потребности. Они наслаждаются жизнью, и мне кажется, что поэтому искусство не так актуально в принципе. А я создавала и создаю яркие насыщенные полотна от недостатка этого всего. В общем, в каждой стране своя проблематика, я не очень хочу изучать и погружаться в конкретную страну – я буду всегда говорить о вечных вопросах.
- С какими материалами ты работаешь?
- Я люблю называть это mixed-media – я использую акрил, спреи, очень люблю уголь, который не покрываю ничем, иногда пишу маслом. Акрил быстрее сохнет, поэтому я как экспрессионист могу быстрее донести свою мысль, потому что я почти всегда работаю без эскизов. У акрила яркие понятные цвета. Для художников очень важно выбрать свой материал и развиваться в нем. Мне кажется, я максимально изучила акрил и могу доводить его до любой консистенции, от пастозной и до акварельной.
- О чем твое искусство? Оно просто визуальное или несет какие-то глубокие смыслы?
- Я надеюсь, что оно несет смыслы и при этом я надеюсь, что оно хорошо исполнено. Когда я пишу, я всегда думаю о том, что я несу в тот или иной момент и стараюсь свою внутреннюю философию, которую я проповедую – отражать ее в живописи.
- Что за философия?
- Я писала с 18 лет, только в 2018 году я начала делать карьеру. Поворотным моментом стало посещение Cosmoscow, на которой было представлено очень много темного и мрачного искусства. Я такой человек, который всегда пытается себя наполнять, а не разрушать; и живопись для меня – это современная икона, при контакте с которой я наполняюсь. В тот момент я решила, что я буду тем человеком, который будет нести что-то хорошее и светлое в своей живописи. Я себя так позиционируют, что я несу мир любви. Новая серия работ «Dreamlers» посвящены идеальному миру мечтателей и влюбленных.
- Это то, чего сейчас не хватает.
- Да, с начала февральских событий людям хочется дома у себя иметь что-то теплое и согревающее, поэтому я считаю, что моя живопись очень подходит под эту концепцию.
- Как относишься к отражению политических событий в творчестве? Многие российские художники создают мрачные работы на фоне развивающихся событий.
- Мне кажется, что для художников-концептуалистов это замечательно. У меня есть друзья-художники, которые занимаются именно политическим искусством, один из них Константин Бенькович, который делает свои объекты из арматуры.
- Можно ли это отнести к какому-то виду манипуляций и толчком к продаже своего искусства?
- Мне кажется, что непросто продать свое искусство, потому что эти события актуальны только на определенный период. Но я правда считаю, что они говорят о том, что их волнует. Я бы с удовольствием тоже говорила об этих темах, но это вообще не моя история. С момента переезда в Израиль я сделала 2 граффити- работы, но их сложно называть политическим, скорее социальными. А так в моем живописном идеальном мире нет месту насилию, боли и несправедливости.
Адель Левитова "Lady Blue", 2022
- Хотелось бы вернуться к вопросу интерьерного и высокого искусства. Однажды в интервью ты сказала, что не создаешь работы под интерьер. По твоему опыту, с какой целью коллекционеры приобретают твои работы: чтобы украсить ими свой интерьер или пополнить свое собрание? Принципиальна ли тебе цель приобретения?
- Недавно я услышала про свое творчество, что у меня интерьерная живопись, и спросила, а что это такое. Для меня хорошая живопись – это то, что подойдет везде и всегда. Хорошая живопись будет смотреться везде и всегда. Я не считаю себя хорошим живописцем, но считаю хорошим художником. Мое искусство несет другие смыслы и посылы.
- Какие?
- Восстанавливающие и гармонизирующие.
- Что такое хороший художник в твоем понимании?
- У кого есть талант и тот, кто предан своему делу.
- Твои работы часто появляются в интерьерах, сформированных модными московскими дизайнерами. Дизайнеры выбирают работы для интерьера из предложенных актуальных работ?
- Дизайнеры часто покупают мои работы в галерее, я даже об этом не знаю. Периодически я даю картины на съемку, если мне нравится, что делает дизайнер. Иногда бывает так, что дизайнеры просят создать или повторить произведение под проект, но из-за того, что я не копирую свои произведения, я часто отказываю в таких случаях. Но если мне дают полную свободы: а мы обсуждаем только размер, цену и небольшие пожелания – я чувствую стопроцентное доверие ко мне – я могу создать работу.
- Многие коллекционеры приобретают работы художников в свои коллекции, когда у автора прослеживается четкая периодизация. Можешь ли ты разделить свое творчество на этапы?
- У меня такая концепция, что я никогда не пишу сериями, но именно в Израиле у меня начался какой-то другой период. Именно здесь я создала серию синих картин для виртуальной выставки и именно здесь создалась серия «Dreamlers», о которой я говорила ранее.
- Сейчас ты находишься в Израиле, где проходит твоя персональная выставка, можешь рассказать о ней подробнее?
- Я верю очень, что мечты сбываются, я с детства была мечтательницей, и именно мечты мне помогали всегда сживаться с реальностью, потому что я думала, что когда-нибудь будет так, как я захочу. Я давно хотела переехать в Тель-Авив, потому что мне всегда казалось, что мне очень подходит этот город. И так сложилось, что из-за актуальных событий я оказалась здесь. Поэтому моя выставка посвящена мечтателям и их идеальному миру любви. Когда я переехала в Израиль, мне показали галерею – CREATORS, которая была специально открыта для русских и украинских художников, для построения диалогов между ними. Там проходят в основном групповые выставки, и на первой выставке все гости записывали свои пожелания – тогда я и перенесла на бумагу свою мечту, сделать свою выставку про идеальный мир. И через какое-то время мы начали переговоры с галереей. В сентябре летом мне предложили сделать выставку в Cube. Moscow – я полностью сама погрузилась в этот процесс. Так же и в Израиле я захотела сделать выставку сама – я подбирала команду, утверждала условия, на которых мы будем работать с галереей. Это достаточно непросто, но в итоге нам удалось создать место притяжения и погружения. Это выставка-перформанс – в выставочном пространстве есть готовые полотна и работы, которые я прихожу создавать во время работы галереи. То есть фактически открытие выставки будет 4 декабря, когда я закончу работу над всеми полотнами. Моя команда занимается всеми кураторскими вопросами – текстами и преобразованием пространства. Получается, что эта выставка о том, как готовится выставка. Мы постоянно придумываем что-то новое и дополняем постоянно этот идеальный мир – здесь важно показать, что мы строим его здесь и сейчас, постоянно привнося в него что-то и улучшая. Но я мечтаю поработать с музеем, когда кураторы будут выполнять свою работу, а я смогу просто погрузиться в творческий процесс, не отвлекаясь на все эти нюансы.
Персональная выставка Адель Левитовой в Тель-Авиве, 2022
- За время пребывания в Тель-Авиве пополнила ли ты свой пул коллекционеров?
- Да, за все время у меня появились постоянные покупатели, которые активно следят за моим творчеством. К тому же нужно понимать, что Израиль – очень маленькая страна. Она меньше, чем Москва. Эта выставка – выход на международный уровень, потому что я раньше была очень зациклена на России, мне было важно развиваться внутри своей профессии и некогда было смотреть на внешний мир. В начале февраля я начала вести переговоры со швейцарской галереей, и по понятным причинам все повисло в воздухе. Поэтому нужно было снова выстраивать другие истории. Я продолжаю очень плотно работать с русскими и украинцами, которые разъехались по всему миру.
- Поделись, пожалуйста, с начинающими художниками – как обратить на свое творчество внимание коллекционеров?
- Я скорее скажу, как обратить внимание на себя. У всех разный путь, но одно важно – осознавать, в чем ты точно хорош, и об этом рассказывать, провоцировать это общение, не бояться приходить в галереи, общаться с художниками, советоваться с теми, чьи достижения ты уважаешь. Наверное, есть такие счастливчики, которые обладают невероятным талантом, и которым ничего не нужно делать, но все художники, которых я знаю – сами проложили себе дорогу. Потому что, если сидеть в мастерской и ни с кем не общаться – можно пойти по пути безызвестности и бедности. Не нужно думать о том, что русским художникам тяжело, они оторваны от арт-рынка – я знакома со многими международными художниками, и могу вас уверить в том, что все говорят о том, что им тяжело. Я недавно прочитала книгу Марины Абрамович, и она тоже говорила о том, что она сама всем писала, получала отказы и предлагала дальше. Все равно в итоге вам кто-то скажет «да». Очень важно верить в себя и в свое искусство.
- А ты всегда довольна своими работами?
- Конечно, всегда! (Смеется) Не всегда, конечно, но я считаю себя молодым художником. Художник – это путь. Я нахожусь в начале пути: иногда получаются хорошие работы, но иногда бывает, что нет вдохновения. Я могу целый месяц ничего не писать. Помимо человека есть божественный промысел и определенные настройки, на которые ты не можешь повлиять.
- Прислушиваешься ли ты к критике своего творчества? И как часто сталкиваешься с ней?
- Периодически я сталкиваюсь с тем, что люди спрашивают про художественное образование – это знак того, что им не нравятся мои работы. Я уже вывела определенный тип таких людей – в основном это мужчины старше 60. Но я получаю много положительных отзывов, и как уже говорила ранее – я верю в то, что я делаю и считаю себя самодостаточной.
- У тебя в Москве на Зубовском бульваре есть мастерская, где ты проводишь мастер-классы и встречи с арт-деятелями? Можно ли попасть к тебе в мастерскую и как, если это возможно?
- Туда приходят люди, там есть работы. Перед выставкой в Cube я там много работала. Попасть в мастерскую возможно, у меня там все продолжает работать, проводят сьемки, приезжают покупатели, просто нужно обратиться ко мне напрямую. Надеюсь, что я еще буду ее содержать.
- Ты планируешь возвращаться?
- Я бы хотела жить везде, мне нравится работать в разных местах, я хочу быть человеком мира.
- А почему ты выбрала именно Израиль?
- Мне всегда казалось, что мне тут будет очень хорошо и всегда тянуло в это место, хотя до этого я была в Тель-Авиве два раза. Когда я переехала, я поняла, что это место полностью соответствует моему внутреннему состоянию. Тут свой расслабленный вайб, тут артистичная обстановка. У меня есть мечта осуществить свой следующий проект в Париже, а потом в Америке.
- Что ты могла бы посоветовать молодым художникам?
- Мне очень понравилась фраза моего друга-художника, который однажды сказал: «Я пишу так, как будто до меня не существовало других художников». Эта фраза часто мне помогает. И тот же друг художник однажды побывал в моей мастерской, и я ему сказала: «Ой, у меня на этой работе как-то рука неправильно написана», а он мне ответил: «Адель, в твоей Вселенной нет слово «Неправильно»». И вот эта живопись человеческая (тем более, что много появилось компьютерного сейчас) – она красива в несовершенствах, поэтому я считаю, что компьютер никогда не сможет заменить человека. Человек прекрасен своими ошибками, путем, разочарованиями, радостями – мы проделываем духовный путь. Поэтому важно максимально искренне и честно отражать чувства в живописи.