top of page

АРТ - ПЕРСОНА МЕСЯЦА

Alexander Kostenko

Александр Костенко родился и вырос в семье московских художников. Работает в разных жанрах станковой живописи, продолжая лучшие традиции московской живописной школы и развивая новые подходы в пространственной свето-воздушной живописи. Также создает и более декоративные работы. Является активным участником различных выставок, живет и работает в Москве.

 

 

 

- С чего начался ваш путь художника? Помните свои первые работы?

 

- С ярких впечатлений от суровой, но необычайно красивой северной природы Англии, Шотландии, малознакомой на тот момент архитектуры и жизни маленьких старинных городов, детали которых хотелось запечатлеть и передать по-своему. Здесь как раз представлена одна из моих первых графических работ того периода – времени небольших зарисовок, знакомства с разными материалами и самого начала освоения станковой живописи. 

- Вы росли в семье художников. Планировали пойти по стопам родителей?

 

- Самое интересное, что в детстве никогда не думал пойти этим путем. Но мне здорово повезло – я окружен людьми, которые посвятили себя изобразительному искусству. В нашей семье я представляю уже четвертое поколение художников. Возможность изучать то, как работали другие, от эскизных материалов до завершенных произведений, общение с людьми, которые искренне любят свое дело и хорошо разбираются в нем, - это, конечно, большое подспорье и стимул.

- Теперь Вы уже зрелый художник. Скажите, географическое образование каким-то образом отразилось на творчестве?

 

- Я очень люблю природу и со студенческих лет изучаю ее. Для художника важно постоянно наблюдать и запоминать. Сейчас это отражается, пожалуй, в том, что я уделяю достаточно большое внимание работе на пленэре, хотя хотелось бы посвящать этому еще больше времени. Живописец очень сильно тормозит свое развитие, если не работает на этюдах. Это касается даже тех, кто уже давно отошел от реалистической манеры и работает с менее предметными или совсем абстрактными темами.
 

- Известно, что большое влияние на вас оказало творчество вашего прадеда, народного художника СССР Якова Ромаса. Может, вы бы могли выделить какую-то из его работ, которая произвела на вас наиболее сильное впечатление?

 

- Его пейзажи Каспия. Он очень любил рыбацкую тему: много раз приезжал работать на Каспий, общался с рыбаками, изучал их жизнь и самое главное – писал воду, все ее состояния, от легкой ряби в утренней дымке до штормовой погоды. С его работ можно буквально почувствовать дуновение ветра, брызги воды и услышать крики чаек. Вот это производит впечатление.      


- Искусство какой страны вам нравится больше? И почему?

 

- Нравится кулинарное искусство Италии (смеется). 

Говоря об изобразительном искусстве – очень люблю Францию за их пейзажную школу XIX-XX веков, Нидерланды за недостижимые высоты в портретной живописи, Италию – за то, что это колыбель всего. Немного сложно делить предпочтения по странам и периодам — приходится при этом обобщении упускать из виду многих ярких мастеров, иначе список будет слишком длинным.  

- Все ваши произведения настолько не похожи друг на друга, как будто их писали разные люди. Как вам это удаётся?

 

- На Пабло Пикассо равняюсь (смеется). Он совершенно потрясающий – словно десять художников в одном человеке собрались.

 

- Вы любите создавать единичные работы, или писать сериями?

 

- На серии терпения не хватает. Сейчас есть некоторые замыслы, которые подразумевают именно серии и циклы. Посмотрим, что получится. 
 

- Как вы считаете, ваша стилистика уже сформировалась или ещё в процессе?

 

В постоянном процессе. Узнаваемость, индивидуальность - это важно, но хорошо бы художнику не зацикливаться на поисках стиля, не ограничивать себя. Это постепенно приходит. С осторожностью отношусь к таким понятиям, как "стиль", "направление", к разным «измам».

- Какие у вас любимые материалы для создания картины? 

 

Много интересных материалов существует и многое нравится пробовать, но больше всего люблю масло за его пластичность и широчайший диапазон возможностей, а еще акварель.

- Есть ли жанр, в котором вы пока не работали?

 

Групповой портрет с двумя десятками персонажей пока вот не пробовал.

- Существуют ли какие-то заповеди, которым должен следовать художник?

 

Не отрицать достижений других художников только потому, что они тебе могут быть непонятны сначала. Если работаешь в реалистической манере – не врать в тоне и цвете, избегать всякого дилетантства и невнимания в передаче натуры. В более абстрактных работах – обобщать, искажать только осознанно, понимая, ради чего, на основе своей системы построений и обобщений, а не ради претензии на оригинальность или заявки на концептуализм. Вообще, важно относиться ответственно к своим работам, особенно, если ты называешь себя художником; трезво оценивать себя и не привязываться слишком к своим творениям. Сейчас много «фотографов» и «художников», которые просто обожают свои произведения, оформляют их в немыслимые золотые рамы и считают, что они достигли высокого уровня. Не то, чтобы это заметно вредит миру искусства, но некоторых зрителей вводит в заблуждение. При этом я против всякой элитарности в искусстве, против поклонения «придворным художникам» (то, что в нашей стране, к сожалению, распространено). Считаю, что по-настоящему удачную работу может сделать и начинающий художник, если будет много трудиться и избегать соблазна удивить зрителя кричащими красками и эффектами. Постоянно развивать вкус, настраиваться на красоту и передавать ее в своих работах – вот что действительно важно.

Задайте вопрос художнику или поделитесь с нами Вашими впечатлениями!

bottom of page