АРТ-ПЕРСОНА МЕСЯЦА
Инна Крыжановская
Инна Крыжановская родилась и живет в Москве, по профессии – фотограф, видеограф, режиссер. Закончила школу фотографии «Известия», фотошколу Photoplay, курсы Павла Смирнова во ВГИКе. Псевдоним Grigels появился еще в детстве и стал частью самой художницы, ее вторым именем. В своем творчестве Инна эксперементирует, пробует себя в разных стилях: вначале это был минимализм, сейчас – яркий примитивизм. Все зависит от ощущений, обстоятельств — работы художницы меняются в зависимости от внутреннего состояния автора. Эта свобода ярко читается в ее произведениях. Инна ничего не требует и от своих зрителей. В ее керамике всегда есть частичка самой художницы, которой она хочет поделиться, однако главное для нее – чтобы каждый смог найти свой смысл в ее творчестве. Художественные мотивы работ навеяны впечатлениями о происходящем вокруг, детскими воспоминаниями, снами и размышлениями о настоящем моменте.
- В каком возрасте Вы начали заниматься керамикой?
- Эта история с керамикой началась 9 лет назад. Я пошла за компанию с подругой в домашнюю мастерскую и как сейчас помню, слепила белую кривую тарелку с надписью « What are you looking at?». Так все и началось.
- В Ваших работах есть индивидуальность – они узнаваемы благодаря образу «червячка» или сюрреалистического героя из мультфильмов ФРУ-89. Расскажите, откуда взялся образ, как Вы к нему пришли и с чем ассоциируется герой?
- Честно сказать, пришлось загуглить и посмотреть что это за герой, думаю, что мой персонаж, это какой-то собирательный образ из моего подсознания – он простой и минималистичный, но одновременно замороченный и яркий – у нас с ним много общего. Я его называю "шариконос", так как он возникает часто с разноцветными шариками и символизирует некий баланс, к которому я очень стремлюсь. А ассоциации у всех всегда разные и мне это нравится.
- Помимо этого героя к каким образам и формам Вы еще обращаетесь?
- Мне нравится создавать какой-то сюр — такой как мои персонажи, но я люблю и воссоздавать в глине обычные предметы, такие как зубная щетка или джойстик от приставки, но только чтобы это выглядело так как будто ты засунул руку в мультфильм и достал оттуда этот предмет.
Инна Крыжановская "Елочные игрушки", 2023
- Вы работаете с какой-то определенной глиной? Полимерной или обычной? Или, может, всегда выбираете какого-то одного производителя?
- Больше всего мне нравится работать с белой глиной, но в целом для меня это не так принципиально, нежели чем работа с глазурью. Я очень любила глазури mayco, но сейчас они ушли из России и приходится искать, что-то новое.
- После того, как вы вылепили образ, что происходит с работой дальше?
- После этого он сохнет примерно неделю и отправляется в печь на первый обжиг, после чего я покрываю его глазурью и отправляю на второй обжиг. Третий обжиг обычно мне не требуется. В два этапа фигачу.
- Участвовали ли Вы в выставках? Были ли у вас персональные? Какая из них вам запомнилась ярче всех?
- Да, собственно, в галерее "Наковальня" до 15 октября можно увидеть мои работы на выставке, посвященной видеоиграм. Тизер к этой выставке был реализован на Архстоянии, где галерея была сделана из сена. Выглядело все очень круто! Так же я принимала участие в Blazar, Cosmoscow, зимой была выставка в галерее "Здесь на Таганке" под названием «Придется перейти», ну и в Суздале в Ларце под кураторством Андрея Бартенева. Вообще, мне везет по жизни с людьми, и пока что все, с кем я работала, были по-своему запоминающимися и яркими, а каждая выставка становилась какой-то особенной для меня. Но больше всего мне запомнилась работа с Андреем Бартеневым! Я всегда любила его творчество во всех его проявлениях и восхищалась им, когда еще училась школе, и скажи мне лет 5 назад, что он предложит мне выставить свои работы в его пространстве и быть моим куратором – я бы рассмеялась и не поверила бы, но жизнь наполнена чудесами, и это прекрасно!
Инна Крыжановская "Мыло", "Holy Bible", "Спички", "Пельмени и вареники", 2022
- Сталкивались ли Вы с критикой (профессиональной и общей) – как реагируете?
- Сталкивалась с критикой из серии «я тоже так могу». С профессиональной критикой пока не встречалась лично, но она имеет место быть и порой может быть объективной. Я спокойно к этому отношусь. Я же не сахар, чтобы всем нравиться.
- Было ли так, что, наоборот, замечали и выделяли ваши работы?
- Да, с этим я встречаюсь чаще, что очень приятно.
- Участвовали ли Вы в крупных конкурсах, подавали ли заявки, например, на премию Кандинского или Курехина?
- Пока что нет, но сейчас отвечу на последний вопрос и сразу к Курехину и Кандинскому отправлюсь)
Инна Крыжановская работа из серии "Игры для взрослых", 2023
- В каждом интервью наши герои дают советы молодым и начинающим художникам – а у Вас мы спросим, что бы Вы не советовали им делать?
- Наверное, я бы не советовала на кого-то равняться и перенимать чужой стиль. На мой взгляд, нужно найти себя в искусстве – необходимо искать свой язык и индивидуальность. Нужно "поймать свою большую рыбу". Есть такая книга у Девида Линча, так и называется «Поймать большую рыбу» – это история про то, что на поверхности находится очень много маленькой рыбки, символизирующих мелкие идеи, но для того, чтобы действительно найти себя, нужно погрузиться на глубину. Так что всем молодым художникам желаю глубоких, а не поверхностных погружений.
Интервьюер: Екатерина Милославская