АРТ-ПЕРСОНА МЕСЯЦА
Olga Axenova
Ольга работает с различными темами фольклора, обращаясь к мифам, легендам и сказкам – традиционным и тем, что пишет сама. Художественная практика Ольги предполагает сочетание классической иконописной школы и современного визуального языка. В работах художница применяет флуоресцентные цветовые пигменты и обращается к иконописному образу\лику как неотъемлемой части наследия культурной памяти. Цвет с его символической нагрузкой в работах Ольги является важным формальным методом – так частично конструируется сюжет, персонажи и порой само действие.
- Расскажи, почему ты решила стать художником и кто тебя привел в эту профессию?
- В начальных классах в школе я много рисовала, копировала, делала аппликации на закладах. Помню, это заметила моя учительница и порекомендовала пойти учиться в художественную школу, потом я стала участвовать в различных конкурсах, стала делать первые успехи, выигрывая в областных конкурсах, еще я выиграла поездку в Артек и губернаторскую стипендию. Позже я решила пойти учиться на иконопись, так как мне была интересна эта сфера, кроме того, я посещала в Глазуновскую Академию как вольный студент, училась в различных мастерских в Москве и каждый раз, расширяла свои границы, отсюда уже решила пойти в современное искусство. Почему же я решила стать художником? Мне кажется, просто так сложилось. Такое происходит, когда ощущаешь с самого начала , что идешь по этому пути и не видишь ничего другого, чувствуешь, что хотел бы этим заниматься всю жизнь.
Ольга Аксенова "Уранди. Большая вода" (100х120 см, холст, масло), 2022
- Есть ли такой художник, чье творчество повлияло на тебя?
- Когда ты взрослеешь, ты приобретаешь форму. Формируясь, ты вбираешь в себя различные смыслы. У меня было несколько этапов, на каждом из которых на меня влияли разные художники, например, в детстве мне очень нравился Дерен, потом мне нравился Жоан Миро, потом в какой-то момент формирования и увлечения иконописью меня подпитывали религиозные сюжеты и фрески, после этого я открыла для себя Ротко, и я обалдела, подумав, неужели живопись уже закончилась? Дальше, когда я вступила в стезю современного искусства, мне стали нравиться совершенно другие авторы – художники-концептуалисты, такие как Джозеф Кошут, Сол Левитт, потом я увидела дуэт Кристо и Жанны Клод, как они оборачивали достопримечательности и ландшафт тканями каких-то невероятных цветов, я обалдела оттого, что так можно. Мне нравится Дэмьен Херст, нравится современный скульптор Катарина Фрич. Если брать российских художников, то нравятся работы Жени Антуфьева – меня завораживает его тема шаманизма и археология мифов. Это очень схоже с тем, с чем работаю. Помню, что на меня эти работы очень повлияли.
- С какими материалами и медиумами работаешь еще? И как удается воплотить синтез традиционной иконописи с техниками современного искусства?
- У меня не только живопись, у меня графика, скульптура, керамика, я пишу сказки и еще я надеюсь поработать со звуком. Если говорить о технических аспектах, то при создании живописных полотен я использую похожий левкас, как и в иконах, – это послойное нанесение красочного слоя, для достижения определенной прозрачности и «тянущего» светящегося эффекта я использую пигменты, созданные на основе яичной темперы.
- Во многих работах ты обращаешься к передаче внутренней экспрессии образов и отображению пограничного состояния, приходится ли тебе погружаться в некое медитативное состояние и что ты используешь, чтобы создать нужную атмосферу для творчества?
- Мне очень нравится занятие йогой и короткие медитации, когда я могу свое состояние стабилизировать и успокоить до звенящей тишины. Пока вот в этом я нахожу какую-то гармонию для себя. Еще музыка, конечно, тоже.
Ольга Аксенова "Река памяти. Уранди"
(холст, масло, 120х100 см), 2022
Ольга Аксенова "Скульптуры Уранди"
(гипс, камень), 2022
- В основе твоего проекта «Автопортреты», которая была создана во время карантина, лежит идея некоторого эксперимента и анализа развития твоего творчества путем ограничения в общении и пространстве. К каким результатам тебя привел такой опыт?
- Это был определенный эксперимент не только для меня, но и для всех людей. Для меня он оказался очень положительным. Когда многие что-то теряли, у меня случилось все наоборот, потому что эта закрытость на меня повлияла благоприятно, потому что я очень много работала с собой, со своим сознанием и с формами. Это как раз один из тех этапов, когда я начала думать о своем глобальном проекте – племенем Уранди, над которым сейчас активно работаю. Начало было положено именно в тот период.
- Почему ты решила придумать и запечатлеть племя "Уранди" на работах? Что это за племя?
- Племя – это собирательный образ, включающий в себя мой жизненный опыт, ощущение пространства и времени, состояния общества и его внутреннюю мифологию, перетекающую в личную – детские страхи, ритуальность и поиск дома. Это попытка оставить некий энергетический след. Он появляется и в скульптуре, в серии «Тотемы», керамике и найденных объектах. Я поставила перед собой цель создать собственную модель защищенного существования – от бессмертия и времени, поиск первичных форм искусства и инициации.
- Кто эти люди на полотнах? Это энергетические потоки?
- Да, можно сказать и так. Сгустки исчезающей памяти.
- Эти все полотна взаимосвязаны одним сюжетом и эта какая-то история, которую ты повествуешь?
- Нет, определенного сюжета не существует. Я его конструирую из сказок, которые пишу, из страхов, которые меня волнуют, из реальности и ее перевоплощения в другую форму/стадию.
- Почему ты решила их изображать и как пришла именно к этой истории?
- Из тоски по мифам и сказкам, а также из-за интереса к локальным культурам и этнографии.
Ольга Аксенова "Мы – Уранди"
(графика, бумага, цветные карандаши, 60х50 см), 2022
Ольга Аксенова "Рыба моей мечты"
(бумага, цветные карандаши, 40х30 см), 2022
- Работа над каким проектом принесла тебе наибольшее количество впечатлений?
- Работа над актуальным проектом очень насыщенная и много, что предстоит еще сделать, но мне еще понравилась работа над проектом «С высоты птичьего полета» на фестивале «Архстояние» в Никола-Ленивце, реализованным командой художников под кураторством и автором идеи Юлии Назар. Концепция проекта заключалась в том, что людей с завязанными глазами над землей поднимал подъемный кран. Как только они поднимались наверх, мы кричали людям, чтобы снимали повязки, и просто дышали – были наедине с собой, со своими мыслями. Когда человек спускался, мы задавали вопрос "Есть ли счастье?". Многие с удовольствием делились своими впечатлениями, а некоторые даже плакали после приземления. Казалось бы, что такая простая вещь – просто подъемный кран, и ты наверху наедине с собой. Такая свобода... Мы и сами попробовали подняться, и испытывали похожий эффект, когда нас опустили на землю. После этого я пришла к какой-то формуле, что современное искусство – это синтез эмоций и содержания. Ради таких эмоций и стоит что-то делать.
Проект Юлии Назар «С высоты птичьего полета», Архстояние, 2022
- Был ли у тебя этап сомнений по поводу выбора своего творческого пути?
- Конечно, это случается довольно часто. Бывает, что ты сомневаешься в том, правильно ли то, что ты делаешь. Меня всегда поддерживали люди, которые любили меня. Я помню, когда училась в художественной школе, наш директор очень меня поддерживал, верил в то, что я делаю, что было неловко даже пропускать занятия, однако моя семья никогда меня не поддерживала в этом, лишь косвенно, невзначай. И, конечно, меня всегда поддерживал муж. Так получилось, что именно он в моменты эмоционального упадка и депрессивных периодов неверия в себя как художника, находил во мне всегда что-то волшебное, особенное. Тогда приходит понимание насколько важно, чтобы рядом были люди, которые в тебя верят, пусть даже будет всего лишь один человек, но это дает уверенность, силы продолжать в выбранный путь.
- Где сейчас можно увидеть твои работы?
- Часть моих работ есть в Abramova gallery, a-s-t-r-a gallery, Bizart маркете, в моей мастерской и в онлайн-галерее сообщества 22. Моя персональная выставка планируется в сентябре в a-s-t-r-a gallery.
- Можешь немного рассказать о сообществе «22»?
- Была такая школа «Среда обучения» – сейчас она закрылась на некоторое время, там были достаточно сильные мастерские, которые вели интересные художники, в том числе Арсений Жиляев, и большая часть ребят училась там, я там не училась, я училась в онлайн-школе «Процесс» – это тоже онлайн-организованное сообщество, где можно было получать образование в сфере современного искусства., Арсений помогал с выставками и проектами. Поддерживал ребят в их начинаниях. Когда я вступила в это сообщество, у них было пространство, галерея, на Белорусской, где устраивались выставки. Там можно было организовывать кураторский проекты, эксперименты. Сейчас в сообщество входит меньше художников и все мы из разных городов, с разной историей и темами над которыми трудимся в поле современного искусства. Сейчас продолжаем свою деятельность. Вот в ноябре у нас была большая выставка “Настроение путешественника”, а в апреле мы планируем в Зверевском центре групповую выставку “Кривая забывания”, посвященную теме памяти.
Ольга Аксенова "Уранди" (холст, масло, 110х130 см), 2022
- В самом начале ты поделилась тем, что в начале своего пути ты вдохновлялась живописью Дерена и Миро, а как так получилось, что ты обратилась к иконописи?
- В основе этого лежит семейная история: когда мне было 16 лет, у моего папы случилась клиническая смерть, после чего, вернувшись домой, он стал читать определенную религиозную литературу, заказал домашний большой иконостас, стал ходить в храм - не то чтобы сильно он изменился как человек, но этот момент отпечатался у меня в памяти, неосознанно. Уже когда я пошла в институт, то увидела, что есть мастерская по иконописи, вот тогда и решила попробовать. Принять и понять иконопись. Ее смыслы и себя в этой истории. Меня достаточно поздно крестили, и повел в храм меня уже папа. Помню, как сильно впечатлилась иконописными образами, окружением, людьми, запахами ладана и таинственной сакральной тишиной. Наверное, на каком-то подсознательном уровне эта история стала проявляться в моем искусстве.. Я даже жила в монастыре какое-то время. Вообще технически школа иконописи сама по себе сложная и многогранная. У нас были студенты из Лавры, которые привнесли много нового в эту мастерскую. Этап за этапом все эти аспекты складывались в какую-то единую мозаику, в которой я жила, развивалась, как художник и личность. Мне все это очень нравилось.
- Насколько сейчас актуально обращение к традиционному искусству, в том числе к искусству Древней Руси и иконописи?
- Я не могу сказать, насколько сейчас это актуально, поскольку время сейчас сильно изменилось. А для меня как для художника, конечно, актуально, так как с помощью своего опыта преемственности традиции древнего искусства, религиозного пути, поиска себя, наверное, получается, что ты как художник возвращаешься всякий раз к своим корням. Я часто представляла себя деревом, корни которого уходят глубоко в землю, и при этом почва очень давит, лежит нелегким грузом на корнях, на памяти. Это непросто. Конечно мне кажется, когда ты ищешь себя – это как окунуться во внутренние воды, порой темные, исследовать их и принять. Уже потом формируется фокус на духовности, образах, их смыслах и месте. Когда я только оказалась в поле современного искусства, первое, что мне хотелось понять – что для меня есть современное искусство, кто я в нем?
- Что посоветуешь начинающим художникам?
- По-моему, Лев Толстой говорил, что если можешь не писать, то не пиши. Так и здесь, если ты связываешь свою жизнь с искусством – ты должен им гореть, а если можешь не делать – то не делай, но если делаешь, то нужно не бояться. Советую вообще не бояться. По своему опыту могу сказать, что я много времени потратила на страх. Мне раньше казалось, что все, что я делаю, никому не будет нужно. Я думала о том, что может мое искусство и правда полная ерунда, особенно об этом задумываешься в те моменты, когда семья давит и говорит: «Знаешь, пора бы заняться чем-то другим». Поэтому с близкими у меня были достаточно напряженные отношения, я понимала, что ростки, которые они взращивают, могут действительно прорасти и дать такие плоды, после чего я вообще не соберусь и не смогу поверить в себя. В общем, нужно не бояться и окружать себя людьми, которые искренне в тебя верят - это очень важно, а всю токсичную среду нужно убирать. Верьте в то, что вы делаете, несмотря ни на что.
Интервьюер: Екатерина Милославская