22 сентября 2015 - 17 января 2016
Выставка в парижском музее д'Орсэ, где будет представлено более 200 произведений на тему проституции в искусстве, обещает стать одной из самых посещаемых и окупаемых выставок за последние годы.
По ожиданиям Министерства культуры Франции, выставка "Великолепие и ничтожество: парижская проституция в искусстве 1850-1910 гг" в музее д'Орсэ станет одной из самых "рентабельных" выставок за последнее время и, вероятно, поставит рекорд по количеству посетителей и продажам сувениров.
Организованная хранителями музея д'Орсэ Марией Робер и Изольдой Плюдермахер, и курируемая Ричардом Томпсоном, профессором Эдинбургского университета в области истории искусств, выставка представлена более 200 произведениями, освещающих с самых разных точек зрения тему проституции и проституток в Париже во второй половине XIX-начале XX века. Начиная с "Олимпии" Мане и заканчивая "Авиньонскими девицами" Пикассо, тема продажной любви нашла отражении в творчестве огромного количества художников: Тулуз-Лотрека, Дега, Вламинка, Ренуара, Ван Донгена и многих других. Если бы не временные рамки выставки, эту линию можно было продолжить бесчисленным количеством творений художников XX века, вплоть до Фрэнсиса Бэкона и Энди Уорхола, - но в названии чётко и ясно стоит " по 1910 год".
Чтобы подогреть интерес к выставке, организаторы подобрали экспонаты так, чтобы каждый посетитель мог найти себе что-то по вкусу, выставив в том числе и некоторые редкости. К примеру, можно воочию увидель "кресло любви", где будущий король Англии Эдуард VII, а на тот момент еще принц Уэльский, предавался любовным утехам сразу с двумя дамами. С претензией на достоверность воссоздана комната элитной куртизанки, оказывавшей услуги обеспеченным клиентам. Бессмертная "Олимпия" Мане сопровождается коллекцией порнографических фото той эпохи. Среди моделей для парижских порнографических фото рубежа XIX-XX веков немало представительниц Испании, и известнейшая из них - танцовщица Каролина Августа Отеро, известная как Прекрасная Отеро (1868-1965). В числе её любовников были
Вильгельм II Прусский, Николай II, Леопольд II Бельгийский и Аристид Бриан. В музее д'Орсэ Прекрасную Отеро можно найти на фотографиях Леопольда Ройтлингера, которые, возможно, показались бы современному зрителю довольно скромными, но в своё время вызвали в обществе настоящий скандал.
Дабы придать столь неприглядной теме легкий интеллекиуальный флёр, кураторы взяли в качестве девиза вырванную из контекста фразу Бодлера: "Что есть искусство? Проституция". Бодлер подвергал жёсткой критике "меркантилизм, поднятый на знамя", был противником превращения искусства в рынок, в индустрию. Тем парадоксальнее тот факт, что Министерство культуры дало добро на выставку, где на примере изображений падших женщин завуалированно показывается становление этого глубинного процесса в искусстве.