Оперные певцы, демонстрация ремесленных работ и научная библиотека книг с поднимающимися вырезанными фигурами, так называемыми «книгами-раскладушками» – в этом году это части выставки работ финалистов престижной художественной Премии Тёрнера (анг. Turner Prize). В прошлые годы эта премия современного искусства была во многом провокационна и посему не любима традиционалистами. Точно так же в этом году посетители с трудом могли найти что-то соответствующее привычному определению визуального искусства.
Среди номинантов этого года находится архитектурный коллектив Assemble, который использует выставку для того, чтобы запустить свою собственную линию бытовых объектов для благоустройства жизни – от плитки и дверных ручек до каминов – на основе конструкций, созданных для проекта обновления Ливерпуля. С помощью этого проекта они смогли обратить на себя внимание жюри Премии Тёрнера.
Дженис Кербель написала авангардную 24-минутную оперу а капелла, которая с определенными интервалами исполняется в галерее шестью певцами. Бонни Кэмплин установила на выставке учебный центр из пяти телевизоров, показывающих интервью с людьми, которые утверждают, что имели контакт со сверхъестественными силами. Её проект дополнен находящимися в открытом для посетителей доступе книгами, брошюрами и ксероксом. Ближе всего к понятию «искусство» стоит работа последнего номинанта, Николь Вермерс, в которой представлено десять ресторанных стульев с висящими на их спинках шубами.
Сокуратор Пол Пиерони утверждает, что выставка показала, насколько разнообразным стало в последнее время современное искусство. «Оно может быть сделано из чего угодно, в любом месте и любым способом», – сказал он. – Это означает, что в этом году на выставке, которая, несомненно, станет образцовой, представлены очень интересные проекты. Можно сказать, что только один проект состоит из обычных материалов и может называться традиционным искусством. Это проект Николь Вермерс. Все остальное радикально от него отличается. Кажется, что организаторы премии решили немного поэкспериментировать – как с точки зрения среды, так и с точки зрения кандидатов".
Уилл Гомпертц, редактор отдела искусства BBC, и его оценка выставки: «Если прошлогодняя премия в "Tate Britain" была лишь отправной точкой, то версия 2015 года в Tramway в Глазго является пиком, которого премия еще не достигала. Эта наименее эгоистичная, даже комичная Turner Prize, которую я когда-либо видел. Все четыре экспоната, три из которых выполнены женщинами, а четвертый – дизайн-коллективом, – это умные исследования и наблюдения о недостатках и забытых элементах нашей повседневной жизни».
Коллектив Assemble является наиболее странным среди номинантов. Они были допущены к последнему туру за свою инновационную работу по ремонту 10 заброшенных домов в Токстете, районе Ливерпуля.: «Мы действительно заинтересованы в использовании платформы Turner Prize для создания нового социального предприятия, которое бы производило продукцию для дома», – отметил член команды Assemble Льюис Джонс. – Таким образом, для выставки мы построили специальный выставочный зал для показа этих объектов. Их стоимость зависит от того, насколько дорого их выполнение: они сделаны вручную в Ливерпуле. Стоимость не будет достигать 10,000 фунтов за дверную ручку... Кабинетные керамические ручки стоят по 15 фунтов каждый, в то время как плитка обойдется вам в 8 фунтов».
В исследовательском центре Кэмплин находятся экраны, показывающие интервью с людьми, утверждающими, что были на Марсе, столкнулись с инопланетянами, были подвергнуты гипнозу или другому контролю над разумом.
Большинство людей откажутся слушать подобные высказывания. Но не Кэмплин: «Я считаю, что они говорят правду. Сама ситуация может быть совершенно невообразимой». Она хочет бросить вызов общественности, коллективно решившей, что именно является рациональным и нормальным. По периметру комнаты исследовательского центра расположены десятки показательных научных трудов и листовок, которые, взятые вместе, могут выстроить новую логику и создать почву для развития альтернативных взглядов на действительность.
Рожденная в Канаде Кербель привыкла осваивать новое ремесло для каждого реализуемого проекта. В прошлом она рассказывала истории с помощью театрального освещения, спортивных комментариев и радиопостановок. «Однажды она освоила все виды искусства. Эти навыки дают ей свободу творчества, возможность делать то, что она хочет. Она использует их, чтобы создать новые формы», – говорит сокуратор Клэр Джексон. – Её законченные работы, с одной стороны, хорошо знакомы, а с другой – очень неожиданны». На этот раз она использовала музыку. Она создала девять песен, чтобы рассказать историю многострадального вымышленного персонажа под именем Дуг. Каждая песня ассоциируется с разными несчастными случаями или катастрофами в его жизни. Песни исполняются с определенными интервалами в галерее Tramway. До выставки Turner Prize работа была представлена на публике только один раз в Глазго в 2014 году.
Николь Вермерс родом из Германии. Она интересуется свойствами человеческого поведения, едва заметными в современном мире. На выставке Вермерс поставила 10 ресторанных стульев и через к спинкам пришила разные шубы. Зрителю предлагается представить тот момент, когда он идет на встречу или в ресторан, и вешает свою шубу на спинку стула. «Для Николь это невероятно интересно», – утверждает Пол Пиерони. – Очевидно, что это практическое действие – это самая очевидная вещь, которую можно сделать с вашим пальто или шубой. Но она всегда смотрит чуть глубже в суть явлений и спрашивает: "почему вы это сделали?" А почему именно таким образом?»
Выставка открылась для публики в галерее Tramway в Глазго, Шотландия, в четверг 1 октября и продлится до 17 января 2016 года. Премия Тёрнера пройдет в стенах вышеуказанной галереи 7 декабря 2015 года.