Спустя почти пять столетий после выступления Нидерландов против Испании в борьбе за независимость, разразился скандал вокруг фигуры художника, которым обе стороны давно восхищались и чьи работы коллекционировали, — вокруг Иеронима Босха. После шумной истории об атрибуции работ музей Прадо принял необычное решение и отказался предоставить две работы художника для ретроспективной выставки, которая открылась на этих выходных в музее Северного Брабанта в Хертогенбосе, родном городе живописца.
Выставка представляет собой выдающееся общее достижение, начиная со всестороннего исследования творчества мастера и успеха в подборке огромнейшего пласта информации о его творчестве до элегантного его представления. Критик газеты Guardian Джонатан Джонс описывает это событие как "одну из самых значительных выставок нашего века". Несмотря на то, что музей Северного Брабанта не владеет ни одной картиной Босха, он привез 17 из существующих 24 работ мастера в его родной город. Они включают полностью атрибутированный "Воз сена" из музея Прадо — это ключевая картина на выставке (голландские исследователи относят работу к 1510-м годам).
Картина "Извлечение камня глупости" была обещана музеем Прадо и указана в каталоге к выставке, однако она была окончательно снята с экспозиции за считанные дни до открытия. Причиной послужило недовольство своей деатрибуцией и телевизионным фильмом об исследовании голландскими учеными. Кураторы Прадо убеждены, что картина была написана между 1500 и 1510 годами, в то время как исследователи базирующегося в Нидерландах проекта по исследованию и консервации пришли к выводу о том, что картина была создана либо в мастерской, либо последователями художника в 1510-1520 годы. Представитель музея Прадо говорит, что "Извлечение камня глупости" является неотъемлемой частью постоянной коллекции музея и предоставление этой работы для выставки не является оправданным (Картина была показана московской публике в 2012 году в рамках выставки "Воображаемый музей" в ГМИИ им Пушкина. — Прим. ред.).
Музей Прадо также отозвал предоставление картины "Искушения Святого Антония", которую мадридский музей считает оригиналом и датирует примерно 1490 годом. А вот голландские исследователи полагают, что картина была создана последователем в 1530-1540 годах. Команда голландских ученых также опровергла атрибуцию, согласно которой "Семь Смертных Грехов" написал сам Босх. Их данные свидетельствуют о том, что работа написана в мастерской или последователем (1510-1520 гг.) Картина не была востребована для выставки. Шарль Де Моой, директор музея Северного Брабанта, сказал газете The Art Newspaper о том, что он сожалеет об изъятии двух работ музеем Прадо. В свою очередь, испанский музей критикует заявления голландской стороны, считая их атрибуцию основанной на "субъективных стилистических аспектах". Выставка в музее северного Брабанта является самым дорогой из когда-либо устраиваемых в Нидерландах; это делает проект чрезвычайно амбициозным для региональной институции. Директор музея Де Моой поделился с газетой информацией о том, что выставка будет стоить около 7 млн евро, а исследования — 3 млн. Ожидается около 250 тыс. посетителей, и в среднем по 40 евро с человека. До открытия выстаки продано уже 90 тыс. билетов —все ожидают аншлаг. Проект исследования и консервации работал около девяти лет. За это время было проведено тщательное изучение сохранившихся картин и рисунков художника. Для каждой работы специалистами использовалось идентичное оборудование, чтобы потом сравнить результаты. Только 2 собрания из 25 отказались сотрудничать — музей Прадо и Венская академия изящных искусств. К слову, Национальная галерея в Лондоне отказала в специалистам из Нидерландов использовать фотооборудование. Наряду с выставочным каталогом, в рамках проекта были опубликованы 608-страничный толковый словарь творчества художника и 460-страничный второй том, посвященный технике живописи.
Исследование, в частности инфракрасное изображение, работы по консервации, которые велись с девятью работами, привели к изменениями в атрибуции. Таким образом, было исключено три работы из музея Прадо, а "Страшный суд" из музея Грунинге в Брюгге, наоборот, теперь приписывается самому мастеру, а не мастерской, и датируется 1495-1505 гг. Самым большим сюрпризом стало признание фрагмента работы "Искушение Святого Антония" из музея искусств Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити, которая сейчас датируется 1500-1510 гг. Гораздо больше было открыто в картинах самого Босха. Следы бороды были обнаружены на лице распятой женщины святой Вильгефортис из триптиха из Галереи Академии в Венеции, датируемой голландской командой 1495-1505 гг. (святая чудесным образом отрастила бороду, чтобы сделать себя непривлекательной для языческого царя, который хотел на ней жениться). Консервация картины "Святой Иероним за молитвой" из Гента (1485-1495 гг.) показала еще одну сову. Исследователи даже рассмотрели образ самого Босха в фигуре Иоанна на Патмосе (1490-1495 гг., Берлин). Лицо причудливого монстра составлено из частей нескольких существ и вполне может быть автопортретом. Фигура с ученым и серьезным лицом всматривается через очки, сидящие на кончике носа.
На выставке в Музее Северного Брабанта будут воссоединены части работ, хранящиеся в разных собраниях. К ним относятся "Корабль дураков" (Лувр), "Аллегория чревоугодия и любострастия" (художественная галерея Йельского университета) 1500-1510 гг., которые, вероятно, были распилены пополам в начале XIX века. Впервые они будут показаны вместе, без рамы, по-настоящему воссоединенными. Определенную проблему на выставке создает отсутствие картины из Лондонской Национальной галереи "Коронование терновым венцом» (Голландская датировка — 1490-1500 гг., Британская — 1510 г.). Голландские исследователи утверждают, что "адгезия ("сцепление" — прим. ред.) как красочного слоя, так и грунта очень хорошая", однако пресс-секретарь Национальной галереи сообщил The Art Newspaper, что "по соображениям сохранения, картина не в состоянии постоянно путешествовать". Удивительно, но Галерея решила предоставить картину для выставки, которая пройдет в музее Прадо этим летом, отклонив просьбу музея Северного Брабанта. Первоначально голландский музей предложил Прадо сотрудничать на выставке, но испанский музей отверг это предложение, решив устроить собственную. К счастью, ограниченное сотрудничество всё же состоится, и выставка в испанской столице откроется через три недели после закрытия выставки в Нидерландах. Транспорт между двумя площадками будет скоординирован.