4 марта 2015 года в ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка, посвящённая творчеству семьи Кранахов и их мастерской, включающая в себя произведения из крупнейших мировых музеев. Этот масштабный проект стал одним из наиболее ярких в череде выставок, посвященных Кранахам и проходивших на различных музейных площадках всего мира. Произведения из своих фондов для выставки в Пушкинском музее любезно предоставили музеи Праги, Будапешта, Мадрида, Берлина, а также Государственный Эрмитаж. Однако подлинным открытием для посетителей выставки стали произведения из фонда замка Фриденштайн (Гота, Тюрингия), которые были вывезены из Германии в Россию в 1940-е годы и тем самым спасены от уничтожения, а после частично возвращены в Готу. Впервые за семьдесят лет произведения из коллекции Готы воссоединились и будут показаны вместе, и это, по словам директора ГМИИ им. А. С. Пушкина Марины Лошак, придаёт выставке особый смысл и обаяние.
В честь столь масштабного события на открытии выставки присутствовали обер-бургомистр Готы Кнут Кройх, лично и с большим энтузиазмом поддерживавший этот проект, и директор фонда замка Фриденштайн Мартин Эберле, любезно согласившийся рассказать нам о самых интересных на его взгляд произведений из коллекции Готы, представленных на выставке.
- Произведения из коллекции замка Фриденштайн стали на этой выставке настоящей сенсацией для русского зрителя. Вы не могли бы рассказать подробнее о самых значимых из них?
- Среди тех вещей, которые были возвращены из России в Готу в 1946 году и сейчас хранятся в замке Фриденштайн, есть много очень интересных картин. К примеру, «Христос и Мария» Лукаса Кранаха Старшего. Она был написана для саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, и она, на мой взгляд, в какой-то степени похожа на древнерусские иконы.
- Да, иконография несколько напоминает русские иконы XII столетия.
- Точно. И, что интересно, она выполнена в технике акварели, — и это значит, что перед нами очень камерная, личная работа. Эта картина вступает со зрителем в личный контакт, — видите, их глаза смотрят прямо на вас, буквально вам в душу. О ней даже не нужно много говорить, — это невероятно сильная по воздействию на зрителя вещь, которая говорит сама за себя.
- Это самостоятельное произведение или сохранившийся фрагмент какой-то большой композиции?
- Это самостоятельная вещь. Мы не знаем точно, для чего она предназначалась, но предполагаем, что она располагалась в личных покоях курфюрста и была предназначена для личной молитвы. Курфюрст на тот момент своей жизни находился в отношениях с женщиной, с которой не был связан узами брака, и ввиду этого учёными высказывается одна любопытная версия. Нигде нет точного указания, изображена ли на этой картине дева Мария или Мария Магдалина, и второе предположение даже вероятнее, — для Богоматери эта женщина слишком молода. И если это так, то, возможно, её изображение отсылает к биографии самого курфюрста и его любовницы. Второе, о чём я хотел бы рассказать, - это вот эти две парных картины из личной кунсткамеры курфюрста, на которых изображена история Юдифи. У этих картин интереснейший двойной политический подтекст, потому что, с одной стороны, сам курфюрст был протестантом и поощрял распространение лютеранства в своих владениях, но, с другой стороны, он подчинялся императору Священной Римской империи, который, естественно, был католиком. Поэтому для протестантского окружения курфюрста Юдифь стала символом борьбы за их веру, однако посланникам от императора курфюрст объяснял эту картину совершенно иначе.
- Он преподносил её как жанровое изображение пира?
- Не совсем. Мораль, которую он выводил из этой картины, была такова: женщины опасны. Понимаете, в XVI веке многие женщины из аристократических семей, — жёны, вдовы, матери, — активно участвовали в закулисной борьбе за власть, и правители опасались их. Для императора Священной Римской империи эта тема была особенно актуальна. Если вы посмотрите на то, как Олоферн держит нож, как Юдифь преподносит ему еду. Она его привлекает, но вместе с тем он очень напуган.
- Пейзаж на этих картинах фантазийный, или это изображение какой-то конкретной местности?
- Это фантазийный пейзаж, но очень качественно и достоверно выписанный. По этим картинам видно, насколько великолепным пейзажистом был Кранах. Не менее прекрасен пейзаж и на следующей картине, очень важной не только для понимания творчества Кранаха, но и для всей эпохи Реформации в целом.
Композиционно картина делится на две части, правую и левую, стоящим точно посередине деревом, и, видите, — слева оно мёртвое, ни одного листочка, а справа живое, с буйной зелёной кроной. В левой части картины несчастного грешника тащат в ад Дьявол и Смерть, и стоящие на заднем плане десять человек олицетворяют десять заповедей. Вся эта сцена проникнута отчаянием, никакая цена не спасёт тебя от адских мук, — вот что говорит нам эта часть картины.
Но на другой стороне мы видим этого же грешника в компании святого Иоанна, который подводит его прямо к Христу, и это означает, что только Бог может привести тебя в Рай. В этом и заключается идея Мартина Лютера: тебе не поможет никакая плата, тебе поможет только Бог, — и если он поможет тебе, то святой агнец восторжествует над Дьяволом и Смертью. Это очень нарративная картина. По ней, как в школе, можно легко прочесть и объяснить основную мысль новой протестантской веры. Они также изложены на немецком языке здесь, внизу картины, и это перевод цитат из Библии, сделанный Мартином Лютером. Это одно из первых полотен Реформации, где была изложена новая программа, новая идея.
Больше фотографий по ссылке - http://blogobiskusstve.wix.com/kranachi
Выставку можно посетить до 15 мая 2016 года