PERF■RM - ежегодный международный фестиваль фильмов, посвященных искусству и художникам пройдет с 13 по 24 апреля в Москве.
Своей целью фестиваль видит исследование роли личности в искусстве. Именно поэтому основная часть программы будет состоять из документальных фильмов, наиболее объективно отражающих индивидуальный творческий путь. PERF■RM создает вокруг себя пространство, посвященное мировым художественным процессам и свежим и актуальным течениям в искусстве.
Расширение границ взаимодействия кино и искусства является одной из важных задач фестиваля. Именно для этого в Москве PERF■RM использует для показов преимущественно музейные площадки и арт-пространства, среди которых - Музей современного искусства “ГАРАЖ”, МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, ГМИИ ИМ. ПУШКИНА (совместно с кинотеатром ПИОНЕР), Центр дизайна ARTPLAY. Лучшие фильмы фестиваля будут показаны в рамках платформы КАРО АРТ (кинотеатр Октябрь).
Также подборку лучших фильмов фестиваля можно будет увидеть в мае в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Красноярске, Новосибирске и других городах.
Программа фестиваля состоит из нескольких программ и специальных проектов:
Совместно с Посольством Королевства Нидерландов и ГМИИ им. А. С. Пушкина в рамках фестиваля и в рамках европейского года Иеронима Босха состоится презентация фильма «Иероним Босх: искушенный дьяволом».
Фильм доказывает: Босх по-прежнему остается самым загадочным и изобретательным художником. На данный момент существует 25 сохранившихся картин Босха. В Хертогенбосхе, родном городе Босха, нет музея мастера и не сохранилось ни одной из его картин.
В 2010 году группа экспертов решила посетить известные мировые музеи, чтобы привезти картины в Хертогенбосх на время самой крупной выставки творчества Босха в Нидерландах в 2016 году. На своем пути эксперты сталкиваются с определенными трудностями - не все музеи хотят идти на встречу и нехотя отдают картины, некоторые картины кажутся подозрительными - возможно, что автором выступал не сам Босх, а группа его учеников. Съемочная группа следует за экспертами. Фильм рассказывает о новых открытиях и тайнах, которые тщательно спрятал в своих полотнах великий мастер.
Показ фильма «Иероним Босх: Искушенный дьяволом» состоится в ARTPLAY 24 апреля в 19.30 в мультимедийном зале выставки «Босх. Ожившие видения» (о которой мы рассказывали ранее). Предварит показ встреча с главным героем фильма — искусствоведом, куратором самой крупной выставки творчества Босха “Jheronimus Bosch. Visions of genius” в Нидерландах Маттайсом Илсинком. Именно он аттрибутировал картины Босха и заявил, что две из них - «Искушение Святого Антония и «Извлечение камня глупости» не принадлежат Босху. Господин Илсинк примет участие в public talk, который состоится в ARTPLAY 17 апреля в 12.00 в аванзале выставки Босха.
Кроме того показы и обсуждение фильма с участием Маттайса Ислинка и режиссера фильма Питера ван Хаустее пройдут в Мусейоне ГМИИ им. А.С.Пушкина (16 апреля, 19.00) , в кинотеатре “Пионер” (17 апреля, 15.00, прокат фильма 17-31 апреля).
Вторым специальным совместным проектом с Посольством Финляндии и Мультимедиа Арт Музеем станет презентация работ Эркки Куренниеми, художника, пионера музыковедения и компьютерно-медийной культуры. Он разработал и сконструировал первые электронные музыкальные инструменты уже в конце 1960-х. Куренниеми - важная и очень интересная фигура скандинавской арт-сцены. Вместе с показом документального фильма о самом Куренниеми и демонстрацией его экспериментальных видео, в московском Мультимедиа Арт Музее состоится лекция Пертту Растаса, куратора Хельсинской национальной галерии и эксперта творчества художника.
Цикл фильмов ART TRIBUTE, будет показан в Музее современного искусства “Гараж”. Эта программа полностью состоит из биографических фильмов о художниках второй половины XX века: Дэвиде Хокни, Соле Левитте, Харитоне Пушвагнере.
«Хокни» (2014, Великобритания, Рэндал Райт, 112’): действующая икона британского поп-арта Дэвид Хокни по сей день пишет свою фирменную цветастую живопись, отсчет которой ведется с 60-х годов прошлого века, когда из дождливого Королевства он переехал в солнечный Лос-Анджелес, благодаря чему даже родные йоркширские пасторали его руки больше походят на красочные ландшафты Калифорнии. Сегодня Хокни активно экспериментирует с новейшими технологиями, и экспонирует, кроме прочего, работы, сделанными с помощью Ipad. При этом остается одним из самых узнаваемых и продаваемых художников в мире. «Хокни» - улыбчивый коллаж из рассказов героев его знаменитых двойных портретов, историй друзей и других участников его активной биографии, архивных интервью, пропитанный при этом легкостью и той особой визуальностью, которыми самый экстраординарный британец, однажды вдохновленный Уорхолом, уже больше полувека делится с угрюмым послевоенным миром.
«Артоголик» (2014, Германия, Херманн Васке, 82’): любимец Фассбиндера, и лучший друг Ларса фон Триера, немецкий актер Удо Кир не просто носитель почетного звания великого антигероя кинематографа, но и отчаянный поклонник искусства. «Артголик» - чудаковатое путешествие по мировым меккам художественной реальности: Штеделевский институт, музей Людвига в Кельне, Кунстмузеум, Гамбургский вокзал в Берлине, датский музей Луизиана и парижский Помпиду, - сопровождаемое анекдотичными встречами с десятком старых друзей, среди которых немецкая художница Розмари Трокель, влиятельнейший куратор и директор Национальной галереи в Берлине Удо Киттельман, повелитель неона, художник Марк Бранденбург, художник видеоарта Марсель Оденбах, все тот же Ларс фон Триер и другие. Кир живет для искусства. Для него искусство - жизнь. Кир - это искусство. На показе будет присутствовать Херманн Васке, режиссер фильма.
«Сол Левитт» (2013, США, Крис Теринк, 87’): Сол Левитт был одним из основоположников концептуального искусства и минимализма, изменившим искусство навсегда. Он редко давал интервью, отказывался от светской жизни, ненавидел, когда его называли творческой личностью. Работы Левитта задают вопрос: где заканчиваются концептуальные принципы и где начинается сама красота? В одном из своих редких интервью Левитт говорит: «Я отчаянно не верю в тот факт, что искусство является чем-то вроде красивой глазури на уродливом торте окружающего мира. Для меня этика и эстетика очень близкие друг другу вещи». Фильм Криса Теринка - это пространственная биография художника, сопровождаемая медиативным саундтреком от голландского саунд-артиста Machinefabriek.
«Пушвагнер» («Pushwagner», 2011, Норвегия, Эвен Бенестад, Аугуст Хансен, 73’): “Пушвагнер” - псевдоним норвежского поп-арт художника Терье Брофоса и одновременно cатира, обыгрывающая восточную мантру (Харе Кришна) и обозначение тележек в магазинах (push wagons). Одно только имя вырастает в неоднозначную фигуру арт-мира. Десятки лет он критикует современное общество, увязшее в капитализме и войнах в известном сатирическом ключе. В конечном итоге это обрело формы его знаменитой работы “Soft City”, выставленной на Биеналле современного искусства в Берлине. Фильм - трехлетнее наблюдение двух документалистов за художником, 40 лет пытавшимся изменить общественный облик, но при этом сумевшим потерять многое в своей собственной жизни.
«Невостребованные товары» («Abondened goods», 2013, Великобритания, Пиа Борг, Эдвард Лоуренсон): эссе, рассказывающий историю необычной коллекции, созданной с 1946 по 1981 год пациентами английской психиатрической клиники Netherne. Коллекция была создана в новаторской студии художника и основоположника арт-терапии Эдварда Адамсона, которая располагалась непосредственно при больнице. Сохранившаяся коллекция сейчас насчитывает порядка пяти с половиной тысяч работ и являет собой основную часть художественного творчества душевнобольных в Великобритании. В фильме были использованы разные техники - архивные записи и интервью, макетная съемка, реконструкция. Именно эти подходы сделали возможной удивительную трансформацию объектов - из клинического материала, исследуемого врачами, в недооцененные произведения искусства, которые позволяют проследить все изменения, которые происходили в жизни подобных учреждений в послевоенной Великобритании.
«Искусство и ремесло» («Art and craft», 2013, США, Сэм Кульман): расскажет историю эксцентричного чудака Марка Лэндиса, американского мастера подделывания картин, создавшего огромную фальшивую коллекцию и сумевшего отдать ее в известные музеи, не заработав на этом ни цента.