Это произведение может оказаться шедевром итальянского Ренессанса кисти одного из величайших художников в истории. Пока стало известно, что таинственный 400-летний холст был случайно найден владельцем дома, расположенного недалеко от Тулузы, когда он поднялся на чердак, чтобы залатать течь на потолке.
Большой, удивительно хорошо сохранившийся холст иллюстрирует обезглавливание Юдифью Олоферна по апокрифической книге Юдифи и, по оценкам специалистов, был написан между 1600 и 1610 годами. Многие эксперты считают, что этот холст может быть работой миланского мастера Караваджо.
Поскольку картина была помечена как работа Караваджо, Франция наложила запрет на экспорт холста на время проведения исследований.
Выступая перед журналистами, искусствовед Эрик Туркин (Eric Turquin) заявил, что примерная стоимость картины составляет 120 миллионов евро, и описал работу как «имеющую свет и энергию, характерную для Караваджо, написанную твёрдой рукой и в изобразительной манере, которая подчёркивает подлинность полотна».
В то время как другие специалисты ставят под сомнение историю появления полотна, Туркин заручился поддержкой топ-эксперта по Караваджо Николы Спинозы (Nicola Spinoza), бывшего директора музея Неаполя. В своей экспертной оценке Спиноза написал: «Стоит признать, что полотно, о котором идёт речь, можно почти наверняка идентифицировать как произведение Ломбардского мастера, пусть мы и не имеем достаточно ощутимых или неоспоримых доказательств».
Туркин заявил, что художественный мир никогда не придёт к консенсусу в отношении художника. Два эксперта по Караваджо, с которыми консультировался Туркин, отнесли картину к авторству Луи Финсона (Louis Finson), фламандского художника и арт-дилера, который был лично знаком с Караваджо. Они утверждают, что в собственности Финсона было несколько картин Караваджо, с которых он делал копии.
«Однако, третий эксперт, с которым я общался, сказал, что это не просто сам Караваджо, но и подлинный шедевр», - сказал Туркин. Таким образом, «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» следует считать наиболее важной картиной великого мастера, найденной за последние 20 лет».
Французская газета Le Quotidien de l’Art цитирует другого эксперта по Караваджо, Мину Грегори (Mina Gregori), которая заявила, что полотно не является подлинником, хотя и признала «неоспоримое качество работы».
В своём пресс-релизе министерство культуры Франции заявило, что картина должна остаться на французской земле, поскольку «является крайне значимой работой Караваджо, чью историю и атрибуцию предстоит ещё в полной мере исследовать».
Запрет на экспорт означает, что картина не сможет покинуть страну на протяжении 30 месяцев, в течение которых будут проводиться соответствующие исследования, и предоставляет французским музеям достаточно времени для потенциального приобретения. Парижский Лувр изучает полотно уже около трёх недель.
Картина, размеры которой составляют 144 см на 175 см, была найдена в апреле 2014 г. в стропилах дома на окраине Тулузы.
Семья позвонила местному арт-дилеру Марку Лабарде (Marc Labarde), близкому партнёру Туркина. После того, как картину очистили с помощью воды и ватных дисков, он признал в ней работу XVII века школы Караваджо.
Туркин держал картину в тайне от глаз публики в течение двух лет, внимательно изучая полотно, в том числе с помощью инфракрасной рефлектограммы и рентгеновских лучей.
Текст: Ирина Сингур