В 1939 году Манфред фон Киллингер (Manfred von Killinger), премьер-министр Саксонии, написал: «Эта сволочь ещё жива?» Сволочью, о которой идёт речь, был немецкий художник Отто Дикс (Otto Dix), который незадолго до этого был арестован в связи с организацией заговора с целью убить Адольфа Гитлера. К сожалению для фон Киллингера Дикс, не имеющий отношения к этому заговору, был живее всех живых. Несмотря на то, что других художников никогда не обвиняли в попытке убить Гитлера, многих из них преследовали за то, что нацисты называли "преступлением против искусства". С приходом нацистов к власти модернизм стал предметом опалы из-за его живописных сексуальных образов и вдохновения африканским искусством, что, как считалось, шло в разрез немецким ценностям. Кризис настиг таких художников, как Дикс. Как могли немецкие модернисты продолжать творить, если их работы подвергались жёсткой государственной цензуре?
Отто Дикс, Триптих "Война" 1929 — 1932
Ещё до прихода нацистов к власти работы Дикса вызывали споры. В 1924 году он представил серию антивоенных офортов под названием «Война» (Der Krieg), созданных в ответ на свой опыт боевых действий в Первой мировой войне. Он, как художник течения «Новой вещественности» (Neue Sachlichkeit), также писал критические портреты буржуазии и их безумные выходки, часто искажая их до состояния монструозности. Беззастенчиво сексуальные и иногда противоречивые полотна Дикса даже довели его до суда в 1923 году, где он был обвинён в непристойном поведении, поскольку на его картине была изображена полуобнажённая женщина, смотрящаяся в зеркало, в котором она видит отражение более старой и убогой версии себя. Но Дикс достиг успеха как в Германии, так и за рубежом, и в 1933 году он был преподавателем в Дрезденской академии искусств (Dresden Academy of Arts). Но, вскоре после этого, в связи с новым законом, который позволил нацистам вмешиваться в учебный процесс художественных учреждений, Дикс потерял свою работу. В 1937 нацисты организовали выставку, названную «Дегенеративное искусство» (Entartete Kunst). Эта выставка, проводившая в июле в Мюнхене, представляло искусство, согласно путеводителю, которое обладало признаками «варварского представления…нарастающего краха восприятия формы и цвета, уважения к основам техники…и проявления полного скудоумия в выборе изображаемого предмета». В центре внимания были работы дадаистов, немецких экспрессионистов, сюрреалистов; работы Дикса рассматривались в качестве «живописного саботажа национальной обороны». По оценкам, выставку посетили около 36 000 человек; позднее она была продлена, чтобы удовлетворить спрос масс.
В это время Дикс отказался от написания портретов в пользу пейзажей и аллегорий, надеясь держаться подальше от неприятностей, хотя знал, что эти полотна тоже будут скандальны. Они всё ещё были инфицированы политикой. Одно из полотен характеризует Гитлера как олицетворение зависти. Вероятно, это были именно те полотна, которые привели Дикса к аресту. Когда нацисты ничего не смогли ему инкриминировать и он был освобождён, Дикс направился в сельскую местность и продолжил писать пейзажи. Даже там, однако, он не смог избежать того, что тогда происходило в стране, - в 1945 году он стал узником лагеря в Колмаре, где пробыл до окончания Второй мировой войны. В 1991 году, через три десятилетия после смерти Дикса, Музей искусств округа Лос-Анджелес (the Los Angeles County Museum of Art ) заново пересмотрел цензурированные работы Дикса и прочих немецких художников, организовав выставку «Дегенеративное искусство» (Degenerate Art).
Текст: Ирина Сингур