С 27 апреля по 27 мая в Instant Art Gallery (5 Rue de la Bûcherie, Paris) пройдёт вернисаж современных дизайнерских работ арт проекта ПРИКОСНОВЕНИЕ ШЕЛКА. Вниманию зрителей представлены два художника-дизайнера, которые работают с полихромным Раджастанским шелком. Первая серия работ дизайнера Juliana Nico приурочена к 100-летию Дягилевских театральных постановок в Европе - ОТБЛЕСКИ ДЯГИЛЕВСКИХ СЕЗОНОВ (русский модернизм в индийском шелке). Вторая серия художника Nijole Sitonyte - КАРПЫ (ар-деко и шинуазри).
Арт проект ПРИКОСНОВЕНИЕ ШЕЛКА был создан в 2014 году в ART & SILK DESIGN-ATELIER. Разработан новый подход к использованию шелка для создания предметов, которые не только великолепно вписываются в интерьер, но и обладают самостоятельным художественным содержанием.
В качестве материала используется необычный полихромный Раджастанский шелк особой выработки, тщательно отобранный экспертами. Каждая нить этого шелка имеет свой собственный неповторимый набор оттенков. В нити одного преобладающего цвета могут содержаться включения других цветов. Это делает полотно переливающимся и живописным. Для создания предметов интерьера используется традиционная технология узелкового ворсового ткачества. Секрет, однако, заключается в особой пространственной организации узелков, которую создает ткач по инструкциям художника-дизайнера. Дизайн разрабатывается на эксклюзивной основе и передается для воплощения в шелке специально обученным ткачам на фабрику в Индии.
В качестве сюжета предмета ковра как картины может быть взято живописное полотно одного из современных художников, который входит в команду, или какая-то известная картина или ее фрагмент, а также классические орнаменты. Ковёр как картина как бы передает содержание прототипа иными средствами и в ином материале, однако не имеет ничего общего с такими известными предметами искусства, как гобелен или вышивка.
В чем же заключаются уникальные свойства ковра как картины?
Прежде всего в цветовой палитре. Например, гобелен, как бы искусно он ни был сделан, остается неподвижным, застывшим изображением. Волшебная палитра Раджастанского шелка превращает ковер-картину и живое, дышащее полотно. Изображение меняется при смене освещения и угла зрения. Оно в буквальном смысле живет своей жизнью.
Другой особенностью ковра как картины является неизбежная и значимая трансформация знакомого живописного сюжета. Ковер из Раджастанского шелка не является репродукцией, копией своего прототипа. Это – новое осмысление предмета искусства. Первоначальный образ оказывается как бы скрыт в новом творении, он «проступает» сквозь шелк, как настоящий Руанский собор на картинах Моне проступает сквозь мазки мастера. И если бы мы захотели повторить удавшуюся вещь, мы не смогли бы сделать это: переменчивые цвета Раджастанского шелка всякий раз создают тот же, но несколько иной предмет. Так в картинах Моне Руанский собор все тот же, и все-таки иной.
Наконец, совершенно восхитительной особенностью ковра как картины является его фактурность. Удивительно, но он радует не только глаза. Прикоснитесь к нему и вы ощутите волшебную нежность шелка, бугорки и впадины его поверхности. Он отзывается на прикосновение дрожью атласной кожи некоего животного, породистой лошади или любимой собаки. И это не так уж странно, если иметь в виду живое происхождение шелка. Прикоснитесь к обычному живописному полотну. Оно холодное, шершавое, окаменелое. Да, оно создает оптическую иллюзию, порой более реальную, чем сама реальность. Но ковер как картина дарит вам ощущение теплоты и жизни. Теперь представьте себе большой ковер-картину на полу, по которому вы можете ходить босыми ногами.
На выставке представлены две серии работ художников-дизайнеров, которые работают с полихромным индийским шелком:
Вы можете насладиться серией работ дизайнера Juliana Nico. Серия приурочена к 100-летию Дягилевских театральных постановок в Европе - ОТБЛЕСКИ ДЯГИЛЕВСКИХ СЕЗОНОВ (русский модернизм в индийском шелке). Работы известнейших русских художников-модернистов, которые использовались в постановках Дягилева, до сих пор вызывают огромный интерес публики. В 2008 году Аукционный дом Sotheby’s организовал выставку в честь 100-летия «Русских балетов», которая прошла в Париже. На ней можно было увидеть около 150 картин, эскизов, костюмов, декораций, рисунков, скульптур, фотографий и рукописей.
Juliana Nico (1980) – живет и работает в Чехии. Много лет работала в качестве художника-реставратора по тканям и коврам. Параллельно занималась дизайном ручных ковров. Состоит в членстве Международного Музейного Совета (ICOM). Принимала участие в выставках, посвященных ковровому дизайну. Сейчас занимается своим новым проектом ”Ковер как картина”.
Представленные сегодня интерьерные работы современного дизайнера Juliana Nico из ART & SILK DESIGN-ATELIER в каком-то смысле продолжают эту традицию. Выполненные в редком полихромном шелке, они не только воспроизводят красочность и живописность, но и создают новую интерпретацию работ знаменитых театральных художников-модернистов дягилевского круга Льва Бакста и Александры Экстер.
Также представлена серия художника Nijole Sitonyte КАРПЫ (ар-деко и шинуазри).
Nijole Sitonyte (1967) – литовский художник и педагог. Выпускница Вильнюсской художественной академии, Каунoвсского художественного института. Живет в Шауляе, и состоит в членстве Ассоциации литовских художников. На протяжении всей своей творческой карьеры участвовала в многочисленных выставках Евро Союза и за рубежом. Её работы хранятся в частных коллекциях Литвы, Чехии, Германии, России и США.
Художник использует элементы стилевого направления Шинуазри (от фр. chinoiserie) в стиле Ар-деко (фр. art déco) и передает строгую закономерность, смелые геометрические формы в сочетании с этническими геометрическими узорами, богатство цветов, щедрые орнаменты, и вместе с тем чувственную утонченность и мистицизм, заключенные в привычных образах и объектах. Вся эта роскошь и шик в дорогом полихромном шелке уносит зрителя назад в стиль Ар- деко. Работы этой известной художницы – это отражение ее мыслей, эмоций в цвете и шелке, а также символичных объектов – рыб. В частности карп – это очень многозначный, но целостный символ. В общем, он символизирует достижение успеха и материального благополучия. Шинуазри, Ар-деко, привычные образы и формы в непривычном радикальном цветовом решении Раджастанского шелка .
Syroeshkina Maria координатор проекта Théophile Tribot la Spière директор галереи