1 июня в Инженерном Корпусе Третьяковской галереи стартовала выставка «Тайны старых картин». Это очень интересный проект, который открывает любителям искусства другую сторону жизни картин, связанную с экспертизой, знаточеством, работой реставраторов и экспертов-технологов.
Заместитель директора Третьяковской галереи Карпова Т.Л. охарактеризовала жанр выставки как "научный детектив", и это попадание в самую суть. Все посетители выставки получат уникальную возможность познакомиться с закулисной жизнью Третьяковской галереи, которая всегда сокрыта от посторонних глаз.
На экспозиции представлены полотна Ф.С. Рокотова, И.Е. Репина, К.А. Коровина, И.В. Клюна, В.В. Пукирева и других авторов. Они являются смысловыми центрами 17-ти сюжетов, на примере которых кураторы и предлагают посетителям пройти путь настоящего музейного исследователя.
На выставке Вы сможете рассмотреть некоторые полотна с лицевой и с оборотной стороны, прочитать надписи и пояснения, сделанные самими художниками, о наличии которых мы и не подозреваем. Посетив выставку, вы сможете попробовать себя в роли эксперта: увидите рентгенограммы, результаты проверки картин с помощью инфракрасного излучения и многое другое.
Вот пример небольшого, но очень интересного исследования, сделанного сотрудниками музея, результат которого Вы сможете увидеть на выставке.
«Неравный брак»
1862 год
В.В.Пукирев
На картине «Неравный брак» современники Василия Владимировича Пукирева узнавали в шафере (свидетеле) самого художника. С тех пор публику не перестаёт волновать вопрос: кого изобразил живописец на полотне – реальных людей или вымышленных персонажей?
Благодаря архивным документам исследователям удалось узнать, какие события легли в основу картины и чьи судьбы в ней переплелись.
Замысел произведения был подсказан В.В. Пукиреву подлинной историей, случившейся в семье его друга С.М. Варенцова. Девушку, в которую был влюблён Варенцов, выдали за богатого купца А.А. Карзинкина, а бывшему жениху пришлось исполнять на свадьбе роль шафера. В эскизе к картине шафер наделён портретными чертами Варенцова, но на самом полотне в образе этого героя Пукирев представил уже себя. И, кстати, не такой уж старый и некрасивый был Карзинкин.
А теперь давайте подготовим Вас к посещению выставки окончательно и расскажем о самых распространённых способах исследования и видах экспертизы.
Изучение тыльной стороны картины – оборота холста. На оборотах иногда встречаются надписи, содержащие сведения, которые помогают сотрудникам музея больше узнать о создании и истории произведения.
Рентгенограмма – это изображение внутренней структуры картины, которое проявляется на специальной плёнке или фотобумаге под воздействием рентгеновского излучения. На рентгеновском снимке одновременно видны основа картины, грунт и красочные слои. Такой метод исследования позволяет определить, какие изменения художник внёс в композицию произведения, и обнаружить изображения, скрытые под верхним слоем.
Сравнительное исследование художественных произведений. Помогает научным сотрудникам музея уточнить сюжет, время и место их создания, определить автора картины или рисунка, то есть провести атрибуцию.
Письменные источники – различные печатные издания и рукописи (книги, статьи в журналах и газетах, воспоминания современников, письма, официальные бумаги и другие архивные документы). Они позволяют исследователю получить информацию о художественном произведении: уточнить время и место его создания, установить имена автора и изображенных героев. Наиболее достоверными источниками считаются архивные документы, относящиеся к той эпохе, когда создавалось произведение. Именно письменными источниками пользовались сотрудники музея, когда разгадывали тайну картины «Неравный брак».
Исследование в инфракрасном диапазоне – один из способов технико-технологического изучения картины. Инфракрасное, или «тепловое», излучение позволяет увидеть скрытый от невооруженного глаза подготовительный рисунок, выявить авторские изменения композиции произведения, определить места реставрационных правок и чинок, обнаружить изображения и надписи, «исчезнувшие» под слоями поверхностных загрязнений и старого лака.
Выставка продлится до 21 августа 2016.
Здесь вы можете посмотреть трансляции, проведённые в день открытия
Текст: Тимофеева Тата
Фотограф: Сапрыкина Гелена