Как устроены древнегреческие храмы, особенности планов и что такое ордер?
Архитектура для греков больше, чем архитектура.
Для древних греков архитектура была главным видом искусства и оставалась таковой вплоть до того момента, когда Греция была завоевана Римской империей в 180 до н.э. Архитектура, как и все древнегреческое искусство, играло роль транслятора греческой культуры, демонстрировала особенности и была зеркалом событий, сопутствующие развитие античной Греции. Культура древних греков отличалась космологичностью – весь мир подчинялся гармонии Космоса. В представлении древних греков Космос являл собой идею о природном мире как о пластически упорядоченном и гармоничном целом. Разумеется, при строительстве культовых и жилых построек зодчие опирались на концепцию гармонии, простоты, воплощения космического порядка в камне.
Зарождение древнегреческой архитектуры во второй половине 8 в. до н.э. связано с превращением центра сельской округи в полисы. Спустя столетие, уже в 7 в. до н.э., появилась новая архитектурная система, тогда же сформировался древнегреческий храм, который являлся объединением строительно-конструктивного, функционально-утилитарного и образно-эстетического аспектов.
Что такое древнегреческий храм и из чего он состоял?
В городе-государстве воплощением жизни полиса становится его гражданский и культовый центр – укрепленный акрополь с возвышающимся храмом-доминантой. Храм был олицетворением Космоса, порядка и противопоставлялся Хаосу города. Храмовая архитектура внутри полиса воплощала его величие, а также носила информационную функцию – сведения о боге-покровителе города, этнической и культурной принадлежности народа полиса. Впоследствии, когда начнется строительство жилых построек, храм не потеряет свою доминирующую роль – все жилые и общественные постройки будут подчинены храму.
Рис. 1. Храм Зевса в Олимпии. Реконструкция XIX в. Художники: Вильгельм Любке, Макс Зебрау.
Тип древнегреческого храма формировался на протяжении всего 7 в. до н.э., в эпоху ранней архаики. Его конструкция представляла собой соединение несомых и несущих частей и восходила к прямоугольному в плане деревянному или глинобитному дому с двускатной кровлей. Этот самый древний тип греческого храма именовался храмом в антах и являлся прототипом среднеэлладского мегарона*. Последний был исходным образцом древнегреческой архитектуры со времен архаики, и привел к формированию дорического храма.
Храм греками позиционировался как жилище божества, и поэтому перед зодчими ставилась задача создания уюта и покоя внутри храма.
Изначально храмы строились из дерева (Павсаний «Описание Эллады», II в.), применялись деревянные перекрытия, стенки же делали из сырцового кирпича, но спустя время храмы делали исключительно из камня.
Любой древнегреческий храм имел следующие элементы внутреннего и внешнего решения:
пронаос (πρόναος) – западное преддверье храма, пристройка перед входом в основную часть храма.
наос (ναός) – внутреннее, замкнутое со всех сторон святилище. В него вел пронаос.
адитон (ἄδυτον) – небольшая огражденная комната в глубине наоса, куда ставилась статуя божества и жертвенница. Туда могли заходить исключительно жрецы.
опистодом (ὀπισθόδομος) – задняя, западная часть храма, отделенная от наоса стеной, имеющая отдельный вход. Там, как правило, хранилась казна или культовая утварь.
Фасад представлял собой выступающие продольные стены – анты, и наружную колоннаду – перистасу, на которой держались крылья крыши и которая связывала внутреннее пространство храма и окружающую среду.
Двускатная/плоская крыша. На тип крыши влияли климатические условия. Дождливый климат Пелопонесса и Балканского полуострова обусловил формирование там двускатной крыши. Плоская же крыша была популярна в местах с жарким и солнечным климатом – в Малой Азии.
Рис. 2. План древнегреческого плана на примере храма Аполлона в Бассах.
1. Пронаос, 2. Наос, 3. Адитон, 4. Опистодом, 5. Анты, 6. Перистаса, 7. Колоннада.
Виды и типы древнегреческих храмов.
Конструктивно храмы развивались, увеличивались в объемах, и в их структуре появлялись новшества. Тип храма в антах дал жизнь другим типам, которые потом заимствовали римляне, и которые оказали влияние на формирование мировой архитектуры.
Существуют два вида древнегреческих храмов – это прямоугольные в плане и центрические, или круглые в плане. Познакомимся с ними поближе.
К прямоугольным в плане относятся следующие типы:
Простиль представлял собой развитую форму храма в антах. Тут сделана попытка удалить анты и выделить портик как самостоятельный архитектурный элемент. Прямоугольное в плане здание с четырехколонным портиком по одном стороне.
Рис. 3.1, 3.2. Простиль: план и сокровищница афинян в Дельфах. Образ сокровищницы строг и сдержан, как полагалось для дорического стиля. Две дорические колонны отмечают вход. Стены сокровищницы покрывали надписи с именами победителей состязаний, важными событиями, текстами гимнов. Рельефы, украшавшие здание, были выполнены из мелкозернистого паросского мрамора.
Амфипростиль – модифицированная форма простиля, представлял собой прямоугольное в плане здание с четырехколонным портиком с западной и восточной сторон.
Рис. 4.1, 4.2. Амфипростиль: план и храм Ники Аптерос- Победы Бескрылой, располагающийся на афинском Акрополе, справа от Пропилей. Храм был первой ионической постройкой Акрополя, построен из пентеликонского мрамора архитектором Калликратом. Храм стоит на трехступенчатом стилобате, на переднем и заднем фасадах располагаются тонкие изящные ионические колонны. На фронтоне были скульптуры, который сейчас хранятся в Музее Акрополя и Британском музее.
Эти два типа – простиль и амфипростиль как более развитая форма храма в антах – существовали в виде малых архитектурных форм. Как правило, эти типы применялись для казны, сокровищницы или малых храмов. Конструкция храмов развивалась и расширялась и вскоре сформировался новый тип – периптер.
3. Периптер явил собой классический тип греческого храма. Появившись в 7 в. до н.э., он стал основным для дорического ордера. Конструктивно это было прямоугольное в плане здание с колоннадой по всему периметру, что давало точку обзора со всех сторон. Основные конструктивные составляющие такого храма были двускатная крыша, антаблемент как балочное перекрытие и каменные колонны.
Рис. 5.1., 5.2. Периптер: план и самый знаменитый периптер храм Парфенон в Афинах. Парфенон также является классическим образцом дорического стиля – суровый, лаконичный объем, стоящий на изящных, но мощных колоннах. Храм воздвигли в честь победы над персами в Марафонской битве, работами руководил легендарный Фидий. Он же сам изваял большую часть скульптурных украшений для храма и огромную статую Афины Парфенос из золота и слоновой кости.
4. Основной тип храма для ионического ордера с 6 в. до н.э. – диптер – конструктивно представлял собой прямоугольное в плане здание, окруженное со всех сторон двойной колоннадой. Подобное решение было направлено на выявление светотеневой моделировки.
Рис. 6.1., 6.2. Диптер: план и храм Артемиды в Эфесе (реконструкция), который был седьмым чудом света античного мира. Над храмом трудилось несколько поколений архитекторов – Херсифрон Кносский, его сын Метаген, Пеоний, Деметрий. Строительство гигантского мраморного храма длилось почти 100 лет! По окончании работ, храм вызывал восхищение и восторг у публики. Высота колонн достигала 18 метров, длинна здания – 105 м., а ширина – 52 м. Крышу храма несли 127 колонн. Храм украшали рельефы Скопаса и статуи Праксителя.
5. Псевдопериптер представлял собой прямоугольное в плане здание с подчеркнутым портиком, обнесенное колоннадой по всему периметру, при этом колоннада плотно прилегает к телу здания, являя собой полуколонны. Данный тип получит распространение в Римской империи, будучи сформированным в Греции.
Рис.7.1.,7.2. Псевдопериптер: план и храм Фортуны Вирилис в Риме – храм «мужской удачи», единственный полностью дошедший до наших дней храм эпохи республики. Такой тип храма был ведущим в I в. до н.э. в Риме, по образцу которого строились новые храмы. Храм Фортуны Вирилис построен из туфа и травертина и оштукатурен.
6. Псевдодиптер являл собой прямоугольное в плане здание с двойной колоннадой. Внутренняя колоннада прилегает к телу здания, тем самым делая невозможным круговой обход.
Рис. 8.1.,8.2. Псевдодиптер: план и руины храма Аполлона Сминфея в Троаде. Этот храм был посвящен Аполлону Мышиному. Согласно мифу, Аполлон избавил Троаду от нашествия мышей. Согласно другому мифу, Аполлон получил прозвище Сминфей от тевкров, выселившихся из Крита, которые, пристав к Троаде, утром заметили, что щиты их и тетивы у луков обгрызаны мышами, и тогда поняли смысл божеского оракула о поселении там, где мыши будут беспокоить их (Страбон). В таких храмах стояла статуя Аполлона с мышью (в храме Аполлона Сминфея в Хрисе бог изображен с мышью под ногой).
Видов центрических храмов совсем немного – два. К ним относятся следующие типы:
7. Моноптер – круглое в плане здание без стенок. Здание обнесено колоннадой, которая располагается на возвышении – стереобате. Этот тип был характерен для сокровищниц, реликвариев.
Рис. 9.1.,9.2. Моноптер: план и руины храма Филиппа II Македонского в Олимпии
8. Толос, или ротонда – круглое в плане здание со стенками, окруженный колоннадой. Такой тип будет заимствован римскими зодчими, а затем и архитекторами эпохи Возрождения.
Рис. 10.1., 10.2. Толос: план и руины храма Афины в Дельфах. Храм был посвящен Афине Пронойи – Провидящей.
Что такое ордер?
Ордер – художественно-образное осмысление стоечно-балочной конструкции. Художественный образ связан с перенесением в камень исходной сырцово-деревянной конструкции. Ордер служил для демонстрации идеи Космоса, основной для древних греков. Ордер формируется во времена ранней архаики – в конце 7-начале 6 в. до н.э. – и складывается одновременно в двух центрах: на территории Пелопонесса и Малой Азии. В Древней Греции существовало два классических ордера – дорический, сформированный на территории Пелопонесса, и ионический, сформированный в Малой Азии. Главным элементом ордерной системы была колонна – несущая часть конструкции. Несомым элементом была балка – антаблемент.
Рис. 11. Подробная схема основных древнегреческих ордеров.
Виды ордера. Детали и схемы.
Дорический ордер, сформированный в эпоху архаики, отражал пафос суровой мощи, однако, позже, в эпоху классики, дорические храмы стали мягче и гармоничнее. Дорические храмы отличались крупными формами, большими размерами, основательным и монументальным объемом. В состав дорического ордера входит несколько зон: зона подъема, зона несущих элементов, зона антаблемента и зона фронтона.
1 зона: зона подъема состоит из стереобата – ступеней, которых обязательно должно было быть нечетное количество, стилобата – верхней ступени. Будучи горизонтальной частью храма последняя была переходным элементом от горизонтали к вертикали.
2 зона: зона несущих элементов состояла из каннелированной колонны – главной вертикальной доминантой храма, без базы с капителью, которая в свою очередь состоит из усеченной в плане плиты эхина и квадратной в плане плиты абаки соответственно.
3 зона: зона антаблемента усиливала распор и не давала разрушиться всей конструкцией; представляла собой несомую часть. Антаблемент состоял из продольной балки, связывающей колоннаду – архитрава, триглифо-метопного фриза, деревянных полосок, ставящихся между архитравом и фризом – тении и регулы и карниза – тонкой плиты, завершающей антаблемент.
4 зона: зона фронтона представляла собой треугольный фронтон и тимпан внутри, два водостока – симы. Обычно фронтон украшался акротериями по краям.
Ионический ордер во многом отличается от дорического, во-первых, своей изящностью, помпезностью форм. Ионический ордер делится на два вида – малоазийский, исходный и аттический, который появился с 6 в. до н.э.
Малоазийская ионика имеет стереобат, но вместо стилобата появляется база колонны, которая состоит из квадратной в плане плиты – плинта, круглой в плане плиты – торуса, круглой в плане плиты с вогнутыми линиями – скоции. На глубоко каннелированный фуст колонны ложилась капитель с абакой, эхином и подушкой с волютами. В зону узкого антаблемента входил архитрав из трех фасций, нависающих друг над другом, фриза (гладкого или дентикула).
Между архитравом и карнизом располагался «пояс сухариков». Завершали конструкцию карниз и плоское перекрытие. Второй вариант ионического ордера, аттический, почти сразу же обнаруживает отличия. На стереобате располагается стилобат, отсутствующий в малоазийском варианте. Колонна опиралась на сокращенную базу (торус с плинтом либо скоция с плинтом). Антаблемент был таким же как в дорическом ордере, однако вместо триглифо-метопного фриза он украшался скульптурными группами по всему периметру. Венчался храм двускатной крышей с фронтоном, тимпаном, акротериями. Также, существовала еще одна разновидность ионического ордера – коринфский, который был популярен позже, в эпоху эллинизма и в Древнем Риме.
Рис.12. Капители колонн разных ордеров: дорического, ионического, коринфского.
Интересные факты:
количество колонн было четным
длинная сторона периптера имела вдвое больше колонн, чем короткая, плюс еще одну.
соотношение колонн и антаблемента в архаике было ½, а в классике уже 1/6! С продольной стороны количество колонн рассчитывалось по формуле: кол-во колонн в портике х 1 +1 угловая. Чаще всего в портике было 6 колонн, а в продольной стороне 13.
антаблемент 6 раз укладывается в высоте колонны
система курватур действует только в дорическом ордере.
все ордера – дорический, ионический и коринфский, встречаются в храме Аполлона в Бассах.
Текст: Анастасия Бойе