9 ноября 2016 года в Москве в Еврейском музее и центре толерантности открывается выставка Герхарда Рихтера – одного из самых выдающихся художников современности. Эта выставка – уникальное событие, ведь до этого в России выставок, посвященных творчеству Герхарда Рихтера, не было. Поэтому создатели выставки постарались сделать ее интересной как для российского зрителя, так и для иностранного.
«После того, как на свете не станет священников и философов,
художники станут важнейшими людьми в мире»
Герхард Рихтер
Выставка была очень ответственным и важным проектом для Еврейского музея, так как работы Рихтера в России никогда не показывались – это своеобразный «дебют», поэтому организаторы старались не ударить в грязь лицом. Мария Насимова, главный куратор Еврейского музея и центра толерантности отмечает как несомненно важное то, что «именно Рихтер, художник немецкого происхождения, который прошел через ключевые события ХХ века, согласился провести выставку именно тут». Сам художник очень хотел прилететь на открытие выставки, но, к сожалению, врачи запретили Рихтеру летать в связи с проблемами со здоровьем.
Куратором выставки выступил искусствовед, старший куратор National Portrait Gallery (Лондон) – Пол Мурхаус, который неоднократно говорил, что данная выставка уникальна. «Это не просто выставка великого художника, она раскрывает новые грани развития творчества Рихтера». Стоит отметить, что это не ретроспективная выставка.
Пол Мурхаус - искусствовед, старший куратор National Portrait Gallery (Лондон)
Во время пресс-конференции Пол Мурхаус сказал: «Мне очень радостно представлять эту выставку. Это первая выставка, посвященная Рихтеру в России. Для меня это огромная честь! Когда мы планировали эту выставку для Еврейского музея, мы не хотели просто линейно представить его работы, сделать просто введение в творчество для российской аудитории. Нам не хотелось представлять элементы его работ упрощенно. Мы хотели создать выставку, которая бы имела отношение к этому музею; чтоб в ней было выражено значение, выдержан акцент на особенности профессиональной истории самого Рихтера».
Название выставки выбрано не случайно: Абстракция и образ (Abstraction and Appearance) – ключевая и центральная тема на протяжении всего творчества художника. Интерес к этой проблеме у Рихтера возник в самом начале творческого пути и остается главенствующей до сих пор. Основной акцент, сделанный создателями – развитие и понятие абстракции в работах Рихтера и ее взаимоотношение с другим значительным элементом творчества Рихтера – образом.
Пол Мурхаус, который является знатоком творчества Рихтера и лично знаком с ним, приводит важную цитату: «Образ – одна из самых важных тем в моей жизни. Это – то, что не перестает меня заботить и беспокоить». Далее он дает объяснение своей идеи: «Я не могу сказать, что доверяю реальности, о реальности я знаю очень мало. Я не доверяю той репрезентации, изображению реальности, которую мы создаем посредством своего восприятия, потому что оно несовершенно». Рихтер в своем творчестве проявляет себя как художник-философ; он подходит философски к созданию полотен. В своих абстрактных полотнах Рихтер говорит зрителю, что существует реальность, о которой мы знаем очень мало. Реальность есть, но что она из себя представляет? Мы ее не можем видеть, описать и, соответственно, доступ к ней мы получаем только благодаря той картинке-представлении-о-мире, которая есть у нас в голове. Именно благодаря этой картинке мы представляем реальность.
Пол Мурхаус: «Синтез образа и абстракции можно обнаружить в его фотографических и абстрактных работах, представленных на нашей выставке. Эти полотна (абстракции) есть создание образа, изображения, некой модели нашего собственного опыта; образа, через который, как через вуаль, мы воспринимаем мир». Тематика абстракции и образа в контексте выставки посвящена очень важной теме как для еврейского народа, так и для всего мира; теме, ставшей краеугольной для всего ХХ века – теме Холокоста. И здесь Рихтер задается вопросом: «Как мы можем представить, создать репрезентацию событий, которые были абсолютно реальные, но с которыми мы сами не сталкивались, не проживали этот опыт?».
Полотно из серии Birkenau, 2014
В рамках пресс-показа куратором была проведена экскурсия выставки «Абстракция и образ». Центр экспозиции – инсталляция «Биркенау» (2014) – не оставляет равнодушным никого. Она отделена от других работ стенами, куратор якобы обособляет эту трагическую тему от других; якобы предлагает зрителю окунуться в те ужасные события. Крупномасштабные абстракции расположены друг напротив друга, зеркально, как говорит куратор. На перпендикулярной стене висят снимки, сделанные узником концентрационного лагеря «Аушвиц-Биркенау» (польск. Освенцим) в августе 1944 года. У четырех черно-белым снимков куратор рассказывал историю их создания – о том, как зондеркоманда избавлялась от трупов и как тайком были сделаны эти ценные доказательства. Во время рассказа у куратора на глазах выступили слезы.
Против снимков зондеркоманды висит 93 фотографии деталей фотографических снимков абстрактных картин. Сами абстракции создавались замысловатым образом – фотографии были перерисованы черным углем на полотно, затем черной и белой краской выделены детали, а в последнюю очередь были добавлены красочные слои, которые мастер "соскребал". Рихтер считал, что реалистично изобразить крупнейшую трагедию человечества будет невозможно, и попытка сделать это будет выглядеть убого и жалко. Однако, эти полотна обладают невероятной эмоциональной силой и воздействием на зрителя.
В остальных небольших «залах» располагаются работы Рихтера, которые характеризуют его как поистине многогранного живописца, который умело владеет техниками, который не останавливается на достигнутом.
При входе в выставочный зал висит работа «Зеркало. Серое» (1991), покрытое темно-серой краской стекло – завораживающая, мрачная работа. В ней мы видим окружающий нас мир, только в серых тонах.
Экспозиция построена очень необычно: будто «шкатулка», куб с уже раздвинутыми стенами. Зритель входит – перед ним серое зеркало. Заходит за угол – там красочные абстракции, поворачивает – там «серость», монохром, входит в центр – тут масштабная и сильная инсталляция «Биркенау».
Герхард Рихтер является величайшим современным художником, и с этим трудно поспорить. Рихтер получил мировое признание как самый дорогой немецкий художник и одна из самых влиятельных фигур арт-мира второй половины ХХ века. Он – живая легенда!
Творчество Рихтера больше, чем живопись, да и сам Рихтер больше, чем художник. Он известен своими работами в самых разных стилях и направлениях; он использует разные методы – пишет на стекле, фотографиях, даже создает скульптуры. В его работах мы встречаем противоречие – он связывает те вещи, которые традиционно находились в оппозиции друг к другу. Он работает в абстракции и фигуративной стилистике, что является несомненным противоречием. Абстракция и фигуративность всю первую половину ХХ века считались полярными и противоречащими друг другу феноменами. Но Рихтер их объединяет, он синтезирует эти два феномена на практике и создает шедевры. Его манера создания работы очень интересна: наложение рисунка на фотографию, и сочетания фотографии и абстрактной живописи делает его живопись уникальной.
Рихтер родился в 1932 году в Дрездене. В 1951 г. поступил в Дрезденскую Высшую школу изобразительных искусств. В те времена Дрезден был территорией ГДР, территорией социалистического лагеря. Мальчик рос и воспитывался в традициях соцреализма, как художник соцреалистический. Однако, в 1956 году он отправляется в Париж и там открывает французских модернистов, видит великих художников конца XIX века. Для него это было откровением.
В 1959 году он едет в город Кассель, на выставку Documenta 2. Там его поражает Джексон Поллок; его зрелищные картины оказали неизгладимое впечатление на Рихтера. В его картинах личность была на свободе. Он наконец увидел альтернативу соцреализму.
В 1965 году он решает уехать в Западную Германию, в Дюссельдорф. Там он учится в Академии художеств. Тогда же он познакомился с творчеством Йозефа Бойса, группы Флуксус, абстрактных художников, что несомненно оказало влияние на его художественный язык. Спустя какое-то время он знакомится с Зигмаром Польке и работает с ним.
В 1962 году Рихтер создает первые картины, на основе найденных или сделанных самим художником фотографий. Сначала он использовал фотографии из журналов, семейных альбомов, снимки, которые приносили друзья. На основе этого материала он трансформировал фотографическое изображение в живописные портреты или пейзажи. В период с 1962-1966 гг. он создавал фотографические картины, первой из которых был портрет Бриджит Бордо. Это было настоящим «освобождением» и прорывом для художника.
Но в 1966 году Рихтер решает всех удивить и резко меняет направление. Он начинает писать абстрактные картины, а в 1976-м г. абстракция заняла главенствующую позицию в творчестве художника. Он замечает, что, если из фотографии вычленить «субъект», но она станет нечеткой, она станет образом. Он говорит: «Я не пытаюсь скопировать фото. Я хочу писать чистые образы». Он создает самодостаточные и непостижимые работы-абстракции – как раз то, чем должны являться абстрактные картины.
В его абстракциях очень много философского; можно сказать, что он художник-философ. Вообще образ, изображение реальности было центральной темой философии, начиная с XVIII века (безусловно Рихтер был знаком с работами Канта, Шопенгауэра, но не «исповедовал» их идей).
С 1976 года Рихтер стал заниматься только абстрактной живописью, основой для которой стали фотографии. Именно работы периода 1973-2016 гг. представлены на выставке в Еврейском музее и центре толерантности.
В его творчестве взаимодействует несколько «начал»: метафорическое, абстрактное и фигуративное. В серии ранних работ есть взаимодействие метафорического и фигуративного. Впоследствии, в 1970-х фигуративное перейдет в абстрактное.
Интересной работой на выставке является картина «Серое» (1973), написанная маслом. Работа является одной из многих «серых» картин, написанных с середины 1960-х до 1970-х гг. Понимание этой работы таково, что реальность навсегда останется ускользающей, а все попытки передать ее будут тщетны. Абстрактная картина существует в своей собственной реальности, по своим правилам.
С 1976 года Рихтер вводит цвет в абстракции, стремясь создать более сложный образ. Начинается работа с исходной поверхностью, фотографии – иллюзии. Художника не устраивает этот «исходник», он надстраивает – слой краски за слоем краски.
Агада (2006)
В глубине зала находится работа «Агада» (2006). Куратор называет ее показательной. «Я вижу эту работу и понимаю, почему Рихтер великий художник. Через эту работу мы чувствуем фантастическое ощущение присутствия», – говорит куратор Пол Мурхаус. Агада – священный иудейский текст, который читают в праздник Песах. По традиции Агаду читают за столом пасхального седера. Каждый иудей выполняет указание Писания – рассказать сыну об освобождении еврейского народа от рабства при исходе из Египта.
Будучи атеистом, Рихтер сравнивает художника и верующего. «Объяснять и изображать – искусственное занятие, это иллюзия, но человек не может перестать это делать. И художник, и верующий не могут отказаться от иллюзии и настаивают на ней», – говорит художник.
В этой картине иллюзия есть база. На эту иллюзию Рихтер «надстраивает» слои краски, происходит ее «прогресс». А затем он соскребает мастихином краску, пытаясь одновременно завуалировать изначальный образ и «откопать» его. Здесь образ становится телом. Художник не знает, что есть Агада, какова ее суть, и мы тоже не знаем. Рихтер снимает слой за слоем и там за слоями прячется истинная реальность. Он не копирует, у Агады нет образа. Тут внешний образ отсылает к субъекту, который всегда сокрыт. Перед нами стоит непроницаемая стена, которая так или иначе связывает с прошлыми событиями.
Рихтер выступает неким посредником, медиатором между идеей и образом, между тем, что он хочет написать и тем, что он пишет.
Серия работ «Посещение музея» «топит» фигуративное, «метафорическое», восходит абстрактное. Фотография выступает как основа, на нее кладутся слои краски. Тут наблюдается тот самый синтез реализма и абстракции, который формирует единый объект, собственную реальность чистого образа.
Интересная серия под названием «Аладдин» (1990) представляет собой растекшиеся пятна яркой краски (акрил) на стекле. Художник, нанося краску, наклонял поверхность в разные стороны так, чтобы жидкость обрела свое движение. А рисунки, сделанные карандашом, которые висят напротив серии «Аладдин», представляют собой необыкновенные пейзажи, несмотря на то, что они абстрактные. В них свой мир, свои образы, которые Рихтер создает путем заштриховки или стирания полос.
Первая в России выставка Герхарда Рихтера продлится до 5 февраля 2017 года. Рекомендуется к просмотру всем, кто любит беспредметное искусство, искусство ХХ и ХХI веков, специалистов-искусствоведов. Выставка сделана так, чтобы зрителю не было скучно. Дети оценят «лабиринтообразную» экспозицию, а взрослые смогут узнать новое о Рихтере. Кроме того, как отметили создатели, по материалам выставки планируется создать образовательную программу – лекции, экскурсии.
Текст: Анастасия Бойе