15 апреля 1874 года за две недели до Салона в ателье фотографа Надара состоялась первая выставка импрессионистов. Сейчас мы расскажем вам о 15 интересных фактах этой выставки:
1. Выставка финансировалась без какой-либо поддержки со стороны государства. За 5 месяцев до открытия импрессионисты во главе с Клодом Моне организовали Анонимную организацию (Société anonyme), целью которой было устраивать независимые выставки без какого-либо жюри, где каждый участник мог показать и продать свои работы.
Документ о создании Société anonyme
2. Несмотря на то, что художники сами финансировали выставку, они нашли прекрасное место для её проведения в самом центре Парижа - Бульваре Капуцинок, 35, что позволяло привлечь внимание большого количества людей к выставке.
Бульвар Капуцинок, 31
3. Изначально Société anonyme приняло решение, что каждый художник для участия должен был заплатить 60 франков и в этом случае мог выставить только 2 работы, но это правило было нарушено и каждый художник выставил столько работ, сколько хотел.
Развеска картин в ателье Надара
4. Ренуар выступал в роли tapissier (предшественник современных кураторов, человек, занимающийся развеской картин).
5. Во время организации развески Ренуар столкнулся со сложностями компановки произведений, в результате которых некоторые работы были сняты с выставки. Например, работа художника Ниттиса, которую в итоге Дега вернул после открытия выставки, но включить в каталог его работу уже не было возможности
6. Полотна выставлялись в шикарных позолоченных рамах на фоне бордовых стен
Каталог
7. Каталог выставки составлял брат Ренуара - Эдуард, который не только отвечал за оформление, но и спорил с художниками по поводу "скучных", на его взгляд, названий полотен. Например, однажды Эдуард задал вопрос Моне: "Почему все названия твоих произведений такие скучные: "Вход в сад", "Выход из сада", «Восход солнца в саду»?», после чего Моне пожал плечами и предложить дополнить название словом Impression (с фр. яз. - «впечатление»), сам того не зная, пробудив таким образом идею к названию целого направления.
Впечатление. Восход солнца Клод Моне 1872, 48×63 см
8. Под именем каждого художника в каталоге был указан адрес мастерской/ателье художника, где можно было приобрести в будущем понравившиеся полотна.
Пример расположения адресов мастерских художников в каталоге
9. В начале каталога расположена цитата «Судьба расставит по местам произведения, когда-то ранжированные по величине».
10. В выставке приняло участие 30 художников
11. Впервые за всю историю выставок, импрессионисты использовали нестандартный план посещения выставки в день открытия - с 10:00-18:00, а затем с 20:00-22:00, что было вызвано заботой о тех людях, которые не могли посетить выставку во время рабочего дня.
12. В первый день выставку посетило 175 человек, в последующие дни - около 30 человек в день
13. Вход стоил 1 франк, а каталог 50 сантимов.
14. Выставка длилась 1 месяц
Карикатура в газете «Le Charivari»
15. Спустя 10 дней в известной своими карикатурами газете «Le Charivari» появилась разгромная статья арт-критика Луи Леруа (Lois Leroy), которая была оформлена в виде его диалога с художником Джозефом Винсентом (Josef Vincent). Великие на сегодняшний день произведения импрессионистов подверглись грубым насмешкам со стороны критика и художника. Например, о «Танцовщице» Ренуара было сказано, что «создалось впечатление, что художник вовсе не умеет рисовать», о полотне «Иней» Писсарро Джозеф сказал, что «это бесформенные скребки по холсту», а о картине «Впечатление. Восход солнца» было замечено, что «наброски смотрятся более проработанными, чем эта живопись». Несмотря на столь строгую критику, первое упоминание понятия «импрессионисты» появилось в статье Луи Леруа.
Текст: Перова Анастасия