17 сентября завершилась крупнейшая в Москве международная ярмарка современного искусства Cosmoscow. В этом году впервые в ярмарке приняли участие 72 галереи исключительно из России. В этой статье мы расскажем вам не только об интересных моментах юбилейного выпуска ярмарки, но и поделимся результатами нашего анонимного опроса галеристов и посетителей о самом ожидаемом мероприятии в сфере искусства.
Архитектурная концепция ярмарки Cosmoscow в этом году по традиции была спроектирована Наталией Зайченко и командой NZ-group. За счет масштабных подвесов, обозначающих секции ярмарки, в этом году в отличие от предыдущих выпусков архитекторы использовали все пространство Гостиного двора вплоть до потолка, что придало пространству особую торжественность.
Нестандартным решением стала презентация художника Cosmoscow 2022 – Валерия Чтака. Кураторская концепция представления художника года заключалась в демонстрации более 30 похожих друг на друга картин Чтака, что стало ироничной реакцией на часто звучащую в адрес художника критику о том, что он постоянно делает одно и то же.
Музеем года Cosmoscow 2022 стал Государственный Эрмитаж, который совместно с Европейским Университетом в Санкт-Петербурге представил Школу искусств и культурного наследия, которая объединит в себе магистратуры по истории искусства и филологии, а также программу профессиональной переподготовки «Современный музей» (прием заявок продолжается до 30 сентября 2022 года).
VS Gallery, Generative gallery, Artocratia, SAS Metagallery, спецпроект Instigators, стенд «Тираж», cтенд HUTTON
Одним из центров притяжения внимания гостей ярмарки стала новая секция цифрового искусства DIGITAL, в особенности стенд Generative gallery, на котором робот от талантливейшего медиахудожника vtol разливал чай своим гостям, а сгенерированные искусственным интеллектом цветы с полотен голландской живописи от Radugadesign оживали и реагировали на присутствие зрителей поблизости. Поразил качественно-спроектированный и сконструированный NFT-стенд от галереи «Тираж» и архитектурный модуль от компании Hutton с демонстрацией своей метавселенной с участием NFT-художников с мировым признанием – Лайи Матикшара, Нильса Хансена, Райана Уитби. В основу проекта лег реальный объект Hutton – космический комплекс LUNAR на Ленинском проспекте, 38. Для демонстрации диджитал-искусства большинство галерей выбрало застройку белого цвета, что зачастую не обеспечивало полного погружения в контекст представленных цифровых произведений. Единственной галереей из секции Digital, которая последовала по тому же пути, что и мы с нашими партнерами в прошлом году, представив работы медиахудожников на черном фоне – стала VS Gallery.
Cтенд 1artchannel & Digital Art Expo на Cosmoscow в 2021 году, ЦВЗ Манеж
Напомним, что на ярмарке Cosmoscow в прошлом году мы совместно с нашими партнерами впервые представили NFT-искусство в формате просветительского стенда, на котором NFT было представлено как новое явление в мире искусства – тогда мы соединили в одном пространстве звезд из сферы NFT и тех художников, которые пришли из мира искусства в NFT, а также продемонстрировали криптопанка и оцифрованные и переведенные в NFT произведения традиционных художников специально для ярмарки.
Лучший стенд Cosmoscow 2022 - Marina Gisich gallery, стенд a-s-t-r-a gallery, стенд Alina Pinsky gallery, стенд fabula gallery, спецпроект «Помпея» Евгения Гранильщикова и Людмилы Барониной, проект «Фантомная семья Каспара Хаузер» – стенд Фонда поддержки современного искусства LAF (Limonov Art Foundation), стенд 3L Store, стенд Boodroom
Ежегодно специальное жюри Сosmoscow выбирает лучший стенд – в этом году приз и возможность принять участие в ярмарке бесплатно получила питерская галерея Марины Гисич. В этом году в состав жюри вошли: Марина Шульц – заместитель заведующего Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, Михаил Алшибая – обладатель одной из самых значительных коллекций искусства советских шестидесятников и Андрей Ерофеев – историк искусства, куратор, лектор. Мы решили провести анонимный опрос среди галеристов, чтобы узнать их профессиональное мнение касательно такого решения.
По результатом опроса выяснилось, что 90% галеристов не поддерживает выбор специального жюри – большинство проголосовали за стенды a-s-t-r-a gallery, Alina Pinsky gallery, fabula gallery, галерею сцена/szena и воронежскую галерею х.л.а.м..
Многие галеристы отметили спецпроект «Помпея» Евгения Гранильщикова и Людмилы Барониной, а также проект, посвященный истории об утрате родственных связей, распаду общности и потере опоры «Фантомная семья Каспара Хаузер» – стенд Фонда поддержки современного искусства LAF (Limonov Art Foundation), основанный бизнесменом, меценатом и коллекционером Сергеем Лимоновым. В ходе разговоров с посетителями ярмарки выяснилось, что они не сошлись в едином мнении касательно лучшего стенда, однако многие отметили галерею Booroom и 3L Store в дизайн-секции.
Большинство галеристов говорили о повышении уровня качества ярмарки, например, основатель галереи pop/off/art, Сергей Попов, сказал о том, что это может быть связано с тем, что организаторы ярмарки в этом году заставили всех галеристов делать визуальное превью. Однако, некоторые галеристы не понимают, как на ярмарку попали некоторые галереи с не очень качественным, на их взгляд, искусством. Многие гости Cosmoscow отмечали, что в этом году очень ярко и концептуально украшены стенды, восхищаясь ответственным подходом галеристов к ярмарке. Учитывая нынешнее время, удивительным стал тот факт, что уже в день открытия многие галереи объявили об успешных продажах – практически все галереи за три дня проведения ярмарки сменили свои экспозиции несколько раз. Интересно, что дебютировавшие галереи на Cosmoscow в этом году – Sistema, Serene и Carre d’artistes Moscow – тоже не отставали по продажам произведений искусства от своих коллег.
Влад Кульков, триптих «Портреты камней», 2022 – 1.400.000₽
Петр Дьяков «Декламатор», 2022 – 470.000₽
Влад Кульков «Psychogenetic collar of a symbiote», 2015 – 780.000₽
Александр Косолапов «Caviar» – 50.000$
Катя Пятицкая и Эдуард Еремчук (EDXXKAT) «Grand Amour» – 8000€
Основатель галереи Syntax, Эльвира Тарноградская, рассказала, что по сравнению с прошлым годом продажи выросли в 10 раз – самой дорогой работой галереи в этом году, ушедшей за 50.000$ в частную коллекцию, стала работа «Caviar» одного из основателей соц-арта Александра Косолапова. Более половины галерей призналось в том, что ярмарка в этом году принесла больше прибыли, чем в предыдущие годы. Есть мнение, что продажи зависят от локации галереи, поэтому, по словам некоторых арт-деятелей, галереи размещенные ближе к центру удостоились большего внимания со стороны коллекционеров, что сказалось на более успешных продажах. Например, находящаяся в самом центре галерея Anna Nova может похвастаться тремя удачными громкими продажами произведений Влада Кулькова и Петра Дьякова в день превью ярмарки. Так, триптих «Портреты камней», созданный в 2022 году Владом Кульковым ушел в частную коллекцию за 1.400.000₽, его более ранняя работа, написанная в 2015 году, «Psychogenetic collar of a symbiote» – за 780.000₽, а бюст «Декламатор» Петра Дьякова – за 470.000₽. Привлекающая внимание кровать в виде сердца со стенда галереи fabula была приобретена на второй день работы ярмарки за 8000€. Галерея 159f распродала половину стенда в день превью, а самой дорогой работой на стенде pop/off/art, оказавшейся в частной коллекции за 28.000€, стало полотно Михаила Чернышева.
Чтобы составить полную картину о ярмарке, мы решили не ограничиваться мнением экспертов из арт-сообщества, и поговорили с гостями ярмарки, чтобы узнать, для чего они пришли на это событие. Любопытно, что среди опрошенных посетителей было очень много людей, не связанных с миром искусства. Многие из них перед посещением ярмарки поставили перед собой цель «натренировать свою насмотренность, чтобы научиться разбираться в современном искусстве для возможных будущих покупок», что можно считать положительной динамикой в степени открытости к современному искусству в российском обществе. Некоторые посетители пришли на ярмарку, чтобы увидеть произведения Кирилла Кто и Павла Пепперштейна. Самыми посещаемыми стендами – «любимчиками» среди гостей ярмарки в этом году стали стенды Askeri gallery и Generative gallery.
В отличие от профессионального сообщества, большой процент гостей Cosmoscow был разочарован ярмаркой в этом году, обосновывая свою точку зрения отсутствием международного формата и «скудностью представленного искусства». Некоторые галеристы сожалели, что кураторы ярмарки очень мало внимания отводят фотографии. Однако 80% опрошенных восхищались появлением на ярмарке новой секции цифрового искусства и следованию актуальной повестке, которая присутствует в инвестиционной среде. Многие зрители отмечали, что им нравится внедрение и использование технологии NFT в искусстве. 50% посетителей пришли на ярмарку, чтобы увидеться с теми, с кем не виделись давно, а также познакомиться с кем-то из профессионального сообщества.
С одной стороны, может и к лучшему, что юбилейный выпуск получился исключительно российским, а с другой – присутствие на ярмарке галерей из других стран дает возможность составить более полную картину состояния мирового арт-рынка и определить место российского современного искусства на международной арт-сцене. Общение с галеристами показало, что здоровая атмосфера в профессиональном сообществе царит между сильными галереями, многие арт-деятели относятся к своим коллегам как к конкурентам и не считают нужным отслеживать тенденции, а довольствуются хорошими продажами среди своего наработанного пула коллекционеров. Надеемся, что ситуация в будущем изменится в лучшую сторону.
Автор: Перова Анастасия
Над материалом работали: Перова Анастасия, Елена Добрыдина, Ксения Войтова, Екатерина Шарпалова
Comments