В 2023 году на территории флагманского кластера инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы» – «Ломоносов» – установят арт-объект, который будет выбран в декабре 2022 года по итогам конкурса, в котором до 14 октября принять участие могут архитекторы, художники, дизайнеры, урбанисты и проектировщики городской среды со всех регионов России. На первом этапе экспертный совет отберет 30 заявок и передаст их жюри конкурса, которое выберет пять лучших решений для их вынесения на открытое голосование на платформе «Активный гражданин» в ноябре 2022 года. Именно жители столицы определят, какой из проектов достоин воплощения.
«Будущая инсталляция должна отражать основную идею кластера как места, где будут развиваться новые технологические компании и создаваться наукоемкие продукты. Арт-объект должен соответствовать замыслу пространства, где будут сосредоточены разработки из наиболее передовых областей науки: искусственного интеллекта, беспилотных транспортных систем, био- и нанотехнологий, робототехники, космических исследований и другие» Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы Алексей Фурсин
Конкурс организует Московский инновационный кластер и столичный Департамент предпринимательства и инновационного развития, а оператором конкурса выступает Бюро Никола-Ленивец. Мы решили узнать, как должен выглядеть арт-объект, по мнению Юлии Бычковой, управляющего партнера Бюро Никола-Ленивец, продюсера фестиваля «Архстояние» и члена экспертного совета конкурса «Ломоносов Арт».
- На данный момент вы находитесь в поисках автора, который придумает и реализует инсталляцию для главной площади флагманского кластера «Ломоносов» на территории инновационного научно-технологического центра (ИНТЦ) МГУ «Воробьевы горы». Каким должен быть арт-объект победителя?
- Прежде всего, я бы сказала, он должен быть «московским», то есть неожиданным, ярким, провокационным. Москва ведь в хорошем смысле эклектичный город. К тому же последние лет сто она служила полем для всевозможных архитектурных и градостроительных экспериментов. Лично я хотела бы увидеть что-то абстрактное, нефигуративное, возможно медиа-арт, но это уже мои вкусы — не хочу никому ничего навязывать, благо я далеко не единственный эксперт в рамках конкурса.
- Бывает так, что все критерии выполнены, однако экспертное жюри отклоняет заявку? Хотелось бы узнать, при условии соблюдении всех аспектов, в каком случае работа не попадет в фокус вашего внимания?
- Все причины, по которым заявка может быть отклонена, указаны в положении о конкурсе, опубликованном на сайте Московского инновационного кластера. Например, арт-объект должен гармонично сочетаться с городским контекстом, быть сайт-специфичным, функциональным и безопасным — все эти требования подробно прописаны в документах.
- Кто будет отбирать победителя?
- Конкурс проводится прежде всего в интересах москвичей, и потому выбирать победителя будут они — в ноябре работы финалистов планируется разместить на платформе «Активный гражданин», и каждый житель столицы сможет отдать свой голос понравившейся концепции. Открытому голосованию будет предшествовать профессиональная фильтрация: сперва экспертный совет отберет до тридцати заявок, а затем уже жюри, куда войдут в том числе главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и художник Николай Полисский, определит финалистов.
- Как вы думаете, чем отличаются ожидания современного заказчика от арт-объектов для публичных пространств от заказчиков прошлого? И отличаются ли?
- Смотря о каком типе заказчика речь. Государству важен прежде всего социальный эффект, бизнесу — экономический эффект. Но и те, и те действуют в рамках своего понимания ситуации. Раньше, если мы говорим о советском прошлом, понимание ситуации у всех было примерно одинаковое. И тогда большое внимание уделялось назиданию и просвещению. Сейчас, мне кажется, стал очень важен эстетический аспект, особенно с точки зрения развития городских пространств, которые становятся все более комфортными и привлекательными для жителей.
- Как оцениваете уровень авторов паблик-арта в России по сравнению с уровнем зарубежных художников?
- Николай Полисский, Андрей Бартенев, Тимофей Радя, Ринат Волигамси, Дмитрий Аске — все они работают в жанре паблик-арта и все они художники мирового уровня. И добавлю, что они далеко не единственные, кого можно было бы упомянуть в этом контексте.
- В чем состоит замысел и концепция кластера?
- Кластер «Ломоносов» станет крупнейшим научно-технологическим центром мирового уровня с современной инфраструктурой и благоустроенным общественным пространством. Целью создания кластера является осуществление научно-технической деятельности, ускорение и последующая коммерциализация научных разработок. А об архитектурной концепции лучше спрашивать его авторов — главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова и руководителя архитектурного бюро KAMEN Ивана Грекова. Для меня этот объект — пример синтеза скульптурной формы и рациональной планировки. Очень сильное архитектурное решение.
- Почему именно сейчас возникла потребность в создании кластера?
- Ну, соответствующая идея родилась не вчера, как вы, наверное, знаете. Чтобы отвечать на глобальные вызовы, Россия должна развивать научно-технологическую сферу. Без этого никуда. Так что появление подобных кластеров, центров — называйте, как хотите, — естественно и закономерно.
- Планируются ли в будущем другие взаимодействия с арт-деятелями в рамках жизни кластера?
- На территории Технологической долины МГУ, где сейчас строится кластер «Ломоносов», в обозримой перспективе появится несколько благоустроенных общественных пространств, где, возможно, также будут установлены объекты паблик-арта. Так что взаимодействие с арт-деятелями ожидается. Но, боюсь, порадовать подробностями не могу.
Инновационный научно-технологический центр МГУ «Воробьевы горы» – площадка для коммерциализации научных знаний и развития высокотехнологичных проектов. Девять тематических кластеров объединят стартапы в сфере новых материалов, биотехнологий и фармацевтики, космоса, геономии и экологии, инжиниринга и робототехники, информационных технологий и искусственного интеллекта. Резиденты Центра на десять лет освобождаются от уплаты налога на прибыль и НДС, смогут воспользоваться пониженными тарифами страховых взносов, а также получат другие преференции.
«Ломоносов» — флагманский кластер долины МГУ «Воробьевы горы», строительство которого началось в январе 2021 года. Возведение объекта должно завершиться уже в этом году, а ввод в эксплуатацию планируется в 2023 году. Площадь кластера «Ломоносов» составит 65 тысяч квадратных метров. Внутри разместятся офисы высокотехнологичных компаний с лабораториями и «чистыми комнатами», коворкинг для начинающих стартапов и молодых ученых, современные конференц-залы и выставочные пространства.
Бюро Никола-Ленивец — проект, который с 2006 года исследует и развивает взаимодействие между современным искусством, общественными пространствами и людьми. Деятельность продюсерского центра объединяет две ветви. Первая — организация творческого процесса: работа с художниками, производство и организация художественных проектов. Вторая — ведение коммуникаций и инициирование событий, обеспечивающих внимание публики и общественную ценность реализуемых проектов. Бюро опирается на опыт развития арт-парка Никола-Ленивец, проектов в российских городах и парках и за рубежом. Его миссия формировать новое мышление об искусстве и способы, которыми культура привлекает внимание общественности.
Comments