В пещерах на берегу реки Вахоры, недалеко от индийского селения Аджанта, расположился одноименный буддийский монастырь. Он состоит из храмов (чайтий) и келий (вихар), полукольцом вытянувшихся вдоль изгиба реки. К пещерам, находящимся довольно высоко, ведут высеченные в скале лестницы, не все из которых сохранились до наших дней. Пещерная архитектура, гармонично вписываясь в природное пространство, производит сильное впечатление. Суровая красота места, его величественность и масштаб создавали идеальные условия для жизни множества монахов, которые занимались здесь изучением древних текстов, всевозможных наук, искусства и йоги.
Аджанта входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО: особую ценность представляют скульптуры и росписи комплекса. В этой статье мы расскажем об аджантской живописи, необычайно яркой и ценной части индийского искусства. Монастырь насчитывает три десятка помещений, однако живопись хорошо сохранилась далеко не во всех. Тем не менее несколько вихар все же позволяют увидеть мир глазами древнего индийца – мир, в котором человек, животные и природа неразрывно связаны между собой, а целью существования является достижение духовного просветления. Речь прежде всего идет о пещерах под номерами 1, 2, 16 и 17, в первую из которых мы попробуем мысленно перенестись.
Помещение относится к V-VI веку, поздней фазе работы над монастырским комплексом, которая велась еще с I века до н. э. Многие сюжеты росписей пещеры взяты из джатак – произведений-притч, повествующих о прошлых рождениях Будды. Джатаки заключали в себе принципы буддийского учения, подталкивали человека к определённым нравственным выводам. Изображения в вихарах выполнены по сухой штукатурке, в работе применялись растертые минеральные краски с добавлением рисовой или льняной воды с патокой и клеем.
Вихара — это зал квадратной формы, обнесенный галереей с колоннами. Напротив входа в пространство расположена высеченная в скале камера святилища, на задней стенке которого находится высокорельефная фигура Будды. Человек, вошедший в пещеру, совершает путь к святилищу, который можно соотнести с буддийским учением, если проанализировать росписи вихары. Взгляд, блуждающий по полутемному помещению, обнаруживает множество фигур в динамичных, грациозных позах – этому впечатлению способствует применение темных, гибких контуров. Перед зрителем предстают сцены из вышеупомянутых джатак – в этой пещере есть сюжеты из джатак под названиями Шиби, Шанкхапала, Махаджанака и Чампейя.
В первой истории рассказывается о справедливом и самоотверженном царе Шиби, одном из перерождений будущего Будды. Правитель заступился за беззащитного голубя, которого хотел съесть ястреб, предложив ему свою собственную плоть. Этот сюжет отразился в изображении роскошного, детализированного дворцового убранства, а Шиби показан в состоянии глубокого раздумья, стоящим перед весами, которые отражают мотив принятия нелегкого решения. Золотистый колорит, элементы пышной растительности, множество прекрасных полуобнаженных фигур придворных дополняют впечатление важности и духовной красоты происходящего.
Джатака Шанкхапала повествует о перерождении в Нага – короля змей, которого мучили люди; Махаджанака – о царе, оставившем свою прекрасную жену и решившем покинуть царство ради того, чтобы стать аскетом и жить в уединении; джатака Чампейя также рассказывает о разочаровании правителя в светском образе жизни и его духовных поисках. Герои этих сцен имеют характерные черты: тела их вытянуты и изящны, глаза, бросающие томные или удивленные взгляды, имеют миндалевидную форму. Волосы женщин убраны в изящные прически, на запястьях у них сияют браслеты, на шеях – ожерелья из драгоценных камней.
Рассматривая росписи, воспроизводящие содержание притч, посетитель пещеры постепенно приближается к святилищу, рядом которым он обнаружит изображения крупных фигур бодхисаттв. Бодхисаттва – крайне важный для буддийского искусства образ. Так называют просветленных, которые уже обрели знания, но отказались от нирваны ради помощи человечеству и другим живым существам. Бодхисаттвы могут восприниматься в качестве разных воплощений мудрости Будды. Например, в этой пещере, по бокам от камеры святилища с его образом изображены бодхисаттвы Падмапани (слева) и Ваджрапани (справа). Падмапани держит лотос, его образ — эпитет Авалокитешвары, бодхисаттвы милосердия и сострадания. У Ваджрапани есть небольшой жезл-молния, символ могущества и энергии. Они предстают перед нами в облике красивых юношей, погруженных в глубокое раздумье, будто не замечающих всего, что творится вокруг них. Фон рядом с их величественными фигурами заполнен растениями, животными, птицами, людьми, гениями небесных сфер. Пластика лиц бодхисаттв подробно проработана, глаза увеличены, а головы увенчаны коронами, что подчеркивает их царственность, величие и значимость для всего живого.
Автор неизвестен "Падмапани и Ваджрапани ", VII в. н.э.
Возвращаясь к мысли о пути человека от входа в пещеру к святилищу, мы теперь можем осознать символическое значение этого действия: пережив множество перерождений, показанных с помощью иллюстраций джатак, человек может достичь состояния бодхисаттвы, которое буквально предваряет нирвану. Расположенные по сторонам от святилища с сидящим Буддой изображения бодхисаттв становятся последней ступенью перед переходом в это новое состояние духа. Потолок помещения поражает причудливостью своих изображений и напоминает об идее богатства и гармонии мира, населенного множеством разных существ. Здесь нам встретятся орнаменты, растительные мотивы, реалистично и тонко переданные образы животных, а также небесных полубогинь и полубогов — танцовщиц-апсар и музыкантов-гандхарв. Изящные линии, светлые цвета создают ощущение невесомости, несколько облегчая массивный, давящий потолок пещеры. Даже слон, опасное и тяжелое животное, кажется здесь легким и вовсе не опасным.
Аджанта — совершенно особенное место, отражающее философию людей того времени, их представления о красоте и морали, важности духовного совершенствования. Благодаря пещерным росписям мы можем себе представить, какую роль отводил себе человек в мире природы и насколько был с ней связан. Пещерный комплекс открыт для посетителей, которые приезжают сюда из самых разных уголков мира, чтобы познакомиться с этим сокровищем индийского искусства.
Comments