Язык и культура дают нам чувство принадлежности и самоидентичность, при этом более половины языков мира находятся под угрозой полного исчезновения. Бесполезность языка осознается коренным народом из-за отсутствия сфер использования и новых форм культуры в музыке, литературе и искусстве. Язык оказывается не жизнеспособен не из-за малого количества носителей, а когда нарушается его передача следующим поколениям. Поэтому по инициативе информационного агентства в сфере искусства 1artchannel за месяц до открытия Чувашской биеннале современного искусства был объявлен NFT OPENCALL, миссией которого стало сохранение чувашского языка в блокчейне. Поскольку мы не можем противостоять исчезновению языка, этот opencall стал возможностью архивации чувашского языка во времени, поэтому мы предложили художникам отразить в своих работах любое из девяти предложенных слов на чувашском языке.
Из множества заявок были отобраны всего 11 художников, трое из которых являются традиционными авторами, оцифрованные работы которых мы перевели в NFT. Все произведения можно приобрести в аккаунте 1artchannel на маркетплейсе Rarible.
Parasite Ethno «Мортуарий», 2022
"Сегодня в мире насчитывают более семи тысяч языков, из них почти 40 процентов находится под угрозой исчезновения. Если не предпринимать никаких мер по сохранению языкового разнообразия, в ближайшие 40 лет количество исчезнувших языков увеличится втрое, а к концу века мы можем потерять более 20 процентов всех языков мира." Это выдержка статьи российского научно-популярного интернет-издания N+1. Несложно догадаться, что речь тут идет о вымирании этнической идентичности. Хорошо это или плохо? Стоит ли сохранять традиции? Может быть, глобализация сотрет все различия и положит конец всем разногласиям? Я не знаю ответа на этот вопрос. Воодушевившись тем малым количеством популяризаторов нашей культуры, я создала данную работу. За основу пантеона взят Волжский мортуарий. К слову, грандиозная конструкция, которую хотелось бы сохранить. На ложе – метафорическое тело чувашской нации. Над ним – три солнца, согласно нашему поверью. Плащаница содержит изображение символа духовной и родовой связи. На фасаде пантеона символ значащий «были и будем, величие народа». Текст аудио "Эпир пулнă, пур, пулатпăр-и?" переводится как "Мы были, есть, будем ли (существовать)?". Вопрос приобрел более широкий смысл в последние дни.
Julia Cyberflora «Киреметь», 2022
Данный ролик выбран на 8 тему – божество-демиург, слово – киреметь. Образы в данной анимации созданы мной совместно с нейросетью midjourney на основе "истории" о подводных древних богах, которую я рассказала искусственному интеллекту. Один из первых незабываемых опытов работы с нейросетью и поиска ответов на вопрос “Кто из нас демиург?”. Художник – разум живой или нечто (явно живое) по ту сторону моего запроса – разум искусственный.
Meta Rite «Table football», 2022
Ворота – сакральный элемент, граница между личным пространством и внешним миром, точка напряжения и притяжения. Футбольные ворота представляют собой закрытость и открытость одновременно, на этом держится весь игровой процесс. В своей работе я обращаюсь к парадоксальной ситуации отсутствия возможности проведения игры, ворота замкнуты спаечным процессом, напоминающим реакцию организма на травму. Стремление «сшить» разорванные ткани, блокировать рубцами очаги инфекции создает перемычки между соседними органами, что ведет к нарушению их естественных функций. Ворота расположены в центре поля, ведь здесь не предполагается партнер по игре. Игра в футбол возникла задолго до нашей эры, ей придавали сакральное значение, одна из трактовок гласит, что мяч – вечное движение, подобен сперматозоиду, стремящемуся к воротам – к соединению с яйцеклеткой. Человеческий организм служит прекрасной иллюстрацией баланса между открытостью и закрытостью, где закрытость чревата отсутствием продолжения рода, а чрезмерная открытость – проблемами с вынашиванием ребенка. Полуостров баланса между внутренним и внешним, интровертностью и экспансией, выходом за собственные границы и сохранением идентичности – важный элемент, обеспечивающий диалог с другим, а значит – развитие.
Kirill Rave «Вӑй», 2022
Красный цвет — один из основных в Чувашской культуре, он символизирует огонь источник счастья и торжества, черный — это цвет земли. Вместе они создают очень сильное, монументальное и магическое единство двух знаков стихий. В основе абстрактного образа лежит множество геометрических, центрических, симметричных и рунических орнаментов, которые образуют мощный вихрь. Он осколками излучает мистическое и языческое наследие под звуки пересобранной этнической музыки.
Артем Ткач «Сывлав», 2022
Все вокруг «дышит», даже Вселенная. Суть в постоянном движении, где за каждый вдохом следует выдох, а ритм этого движения у каждого уникальный.
Даниил Зуев «Пултарулӑх», 2022
Работа посвящена Творчеству (пултарулӑх) и Чувашии. Наскальная живопись, чувашские узоры, детские рисунки, превращаются в уникальную картину, которая является визуальным — языком, который понятен и детям, и взрослым. Это своеобразный памятник творчеству.
Helen Anvor «Архетип мудрости», 2022
Идея произведения заключается в том, что глаза принято считать зеркалом души, поэтому Хелен помещает в них слова как символы души коренного народа. Так у зрителя появляется возможность заглянуть в иной мир, мир духов и хранителей традиций, а ритмы, созданные Владимиром, следующие за линией художника, мягко погружают в атмосферу таинственности и синхронизируют зрителя с чем-то первобытным, мыслями о том, как зарождалась словесность, давая отсылку к самым истокам и корням, рисую в воображении образы тех племен, что рождали диалект. Само произведение своей плавностью создает ассоциативную связь с джином из бутылки, только с чувашским языком мы видим обратный ход, как он консервируется в той самой бутылке под названием блокчейн, чтобы однажды быть найденным и вдохновить потомков на яркие идеи и стать ярким штрихом в проектах будущего. Выполнена в соавторстве Helen Anvor & Владимир Филин
Захар Семенов «Киреметь», 2022
3D-модель дерева из метавселенной. В конце октября состоялось мероприятие в метавселенной, посвященное реальному дереву в центре города Чебоксары. Сейчас принято все оцифровывать, мы решили поступить наоборот – создать копию реального объекта в метавселенной и наделить реальный объект качествами, которыми раньше он не обладал. В нашем случае обычное дерево – званием Киреметь. Мы сделали трехмерное сканирование дерева и воссоздали местность, какой бы она могла выглядеть еще до появления города. На встречу пришло около 25 человек, связанных с Чувашской культурой. В игровой форме мы воссоздали легенду про Киреметь, кружили хоровод, сидели у костра, фотографировались на дереве. По окончании встречи договорились весной сделать реальную встречу у дерева, установив блокатор всех интернет сетей вокруг дерева. Саян Байгалиев «Koskese», 2022
Потеря языка подобна потере традиций, а традиции всегда передаются от старшего поколения к младшему. Соединенные пиалы – это образ духовной связи поколений, передачи и обмена знаниями. Работа называется «Қоскесе», что с казахского языка переводится «соединенные пиалы».
МишМаш работа из серии «НРЗБР», 2022
Реальность и ее неясности, барочные складки и потерянные смыслы предметов.
Серия НРЗБР появилась примерно год назад, когда стало казаться, что мир (на чувашском языке — «тенче») разваливается, и ничего объяснить прежним языком нельзя. К тому же, объяснения всегда убивают поэтичность явлений, поэтому теперь нужно стараться на все вещи смотреть новыми глазами, понимая их конкретно. Пока серия создавалась, мир еще раз сделал кульбит, и она обрела новый смысл, потому что реально используемые в инфопространстве слова стали расходиться со своими значениями, смыслы расплывались, мир еще больше терял знакомые очертания. Поскольку каждая расшифровка — это создание нового шифра, сейчас можно на время взять обет молчания и просто наблюдать.
В случае приобретения NFT коллекционер получает физическую работу МишМаш из серии «НРЗБР». Техника физической работы: акварель на бумаге (32х24 см)
Полина Шелест «Пуласлӑх», 2022
Для своей работы про сохранение чувашского языка в блокчейне я выбрала слово «пуласлӑх» которое означает «будущее». В процессе поисков я изучала чувашские сказки и предания, меня сразу заинтересовала легенда о трех солнцах, позже я обнаружила, что это очень важные символы для чувашского народа, даже на флаге и гербе Чувашии символически изображены три солнца, они же встречаются и в узорах национального костюма. Легенда повествует о том времени, когда у человечества было целых три солнца, всем было очень тепло и хорошо, но нашлись те, кто стали уставать от жара, они решили убить одно солнце, чтобы стало прохладнее, но этого показалось недостаточно, они убили и второе солнце, а третье само отвернулось от людей в ужасе и страхе, и тогда мир погряз во тьме и холоде. Теперь, для того, чтобы светило поверило в раскаяние и вернулось, людям необходимо везде изображать три солнца. Для меня суть этого сказания в контексте моей работы раскрылась так: как бы беспечно человечество ни относилось к своему будущему, сколько бы непоправимых ошибок ни совершили наши предки, нам всем нужно продолжать совершать хорошие поступки. Я изображаю на своей картине три солнца, собираю их вместе вновь, и они, хоть и проливая слезы сожаления, оттого что люди успели натворить, но все же даруют надежду и свет. В их тепле прорастает слово «пуласлӑх», означающее веру в наше общее «будущее», если мы станем добрее и разумнее. Ящерица, отбросившая свой хвост, символизирует то, что для грядущего нам, возможно, придется чем-то пожертвовать, оставить часть себя в прошлом, но это не страшно, потому что пока мы живы, живет и наше «будущее», и три солнца обязательно вернутся к нам.
В случае приобретения NFT коллекционер получит физическую работу Полины Шелест «Пуласлӑх».
Kommentare