top of page
1artchannel

Интервью с основателем Чувашской биеннале современного искусства — Юлией Константиновой

12 ноября в Чебоксарах стартовала первая Чувашская биеннале современного искусства, которая продлится до 2 декабря 2022 года. Мы пообщались с ее основателем Юлией Константиновой, чтобы узнать больше о миссии биеннале и о том, как зарождалась идея создать этот проект.

Юлия Константинова


- Как зарождалась Чувашская биеннале современного искусства? С чего все началось?


- Идея биеннале держится на двух столпах: с одной стороны, биеннале как формат объединяет разные активности, с другой — биеннале всегда должна обращаться к местному контексту. Например, на фестивалях или ярмарках это не требуется, а для биеннале это является ключевым. Когда я встречала несколько примеров того, как чувашская культура живет в современности – меня это очень трогало, и мне казалось, что это должно развиваться и в других аспектах. Биеннале является проводником к культуре, но не к традиционной, а к переосмыслению того, что у нас есть. Любое мероприятие является неким кодом, направленным к аудитории, оно может как задавать, так и отвечать на вопросы. Именно поэтому для нас и образовательная программа в рамках биеннале. Мне кажется, это даже ее важнейшая часть, потому что каждый из посетителей не только получит визуальный опыт, но и сможет проникнуться смыслом, который мы хотим донести.


- В рамках биеннале кем ты выступаешь?


- Я не мыслю себя как куратор, и поэтому вижу задачи не только в том, как организовать выставку и процессы внутри команды, но и в том, чтобы понять, как это может развиваться дальше. Конечно, у нас есть очень много примеров биеннале, к форматам которых мы привыкли – обычно это грандиозные проекты, которые обязательно должны громко прозвучать. На мой взгляд, это просто устоявшийся стереотип, должно быть много разных контекстов и проектов. Биеннале может стать хорошим инструментом для того, чтобы каждый участник и зритель мог получить представление о чувашской культуре. Первоначально мы объявили опен-колл для художников всех национальностей, гендера и возраста. Хотя мы безусловно рады, что узнали о многих молодых чувашских художниках. Мы получили около 300 заявок, что, несомненно, является очень хорошим показателем именно для нашего проекта, потому что биеннале проводится первый раз и за нами не стоит какая-то институция.


- Кто ты по образованию? Почему решила посвятить себя этой деятельности?


- Я окончила бакалавриат по направлению «История» в НИУ ВШЭ и магистратуру по программе «Управление в арт-бизнесе» в РАНХиГС. Любой проект не формируется за секунду, к этому вело очень много вещей. У многих интерес к своей идентичности появляется только тогда, когда ты уезжаешь из своего родного города. Например, в связи с тем, что я училась на истфаке, мне удалось по-новому взглянуть на Чувашию. На археологических раскопках под Черниговом наш лагерь находился около чувашской деревни, и там же меня впервые спросили: “А ты откуда? У тебя такой интересный разрез глаз”. Совсем невинный вопрос побудил посмотреть на себя с другой стороны, осознать свою инаковость. И на биеннале, как мне кажется, мы ставим перед собой в том числе и исследовательские цели.

Чувашская биеннале современного искусства, 2022


- Интересно, почему ты пришла именно к такому формату? Почему не триеннале?


- Существует моя позиция как организатора и позиция как человека: моя позиция как человека заключается в том, что любое взаимодействие с искусством – это история про уединение. Именно поэтому мне не близки ярмарки и форматы мега-выставок. Если говорить про профессиональный взгляд, здесь возникают вопросы насчет периодичности – ты как будто обязываешь себя и локацию к какому-то определенному формату и концепции – например, генерировать определенные смыслы вне зависимости оттого, есть они или нет. Получается, что ты искусственно создаешь и штампуешь проекты. А может быть у общества нет в этом потребности? И поэтому это обязывает к очень многому. Поэтому вопрос периодичности остается открытым: действительно ли через два года мы будем способны показать нечто новое?

- А ты не хотела организовать ярмарку? Сформировать арт-рынок в Чувашии? Ярмарка же нацелена больше на материальную поддержку художников, а биеннале – более академическая история.


- Для того, чтобы сделать ярмарку, нужно, чтобы в определенном регионе сформировался спрос на современное искусство, чтобы была привычка покупать и коллекционировать, чтобы это не рассматривалось как “роскошество”, чтобы это входило в повседневную привычку. У нас была идея сделать потом ярмарку или аукцион при каком-то городском фестивале, потому что мы узнали уже о некоторых художниках.

- То есть формат был выбран интуитивно?


- Формат биеннале позволяет нам не ограничиваться конкретной программой и, как я уже говорила, предоставляет возможность к исследованию местного контекста. Кроме того, очень хотелось бы, чтобы мы смогли стать институцией, способной к проведению тех же самых выставок, публичной программы, арт-резиденций и других активностей не только один раз в два года.

Чувашская биеннале современного искусства, 2022


- Ориентировались ли вы на какую-то определенную биеннале? Чтобы учесть опыт и привнести что-то новое?


- Когда появилась Венецианская биеннале в конце XIX века, а затем появилась биеннале в Сан-Пауло на другом континенте, конечно, они смотрели друг на друга, но нужно понимать, что каждая биеннале будет уникальной в зависимости от выбранной территории. В России формат биеннале появился сначала в Красноярске, а потом в Самаре и на Урале. Однако мы не можем учесть их опыт и перенять его на свой проект, потому что у нас другие смыслы, люди и контексты. У нас разные истории, мы не можем себя позиционировать как другой проект.

Почему мне было важно сделать у себя в городе – потому что мы видим, как культурные инициативы успешно развиваются в городах-миллионниках, а, на самом деле, городов-тысячников, намного больше.

У нас есть Выкса, Никола-Ленивец, Площадь Мира в Суздале – но это очень маленькие селения, для которых не требуется внушительное финансирования. Поэтому наша исключительность заключается в том, что мы обращаем внимание на города-тысячники, например, когда ты в Чебоксарах говоришь про опыт Нижнего Новгорода и Казани – разговор проходит очень травматично, потому что кажется, что это большие города, однако у каждого города уже есть сформированный и узнаваемый бренд. Плюс, у каждого города и региона есть локальная сцена. У многих городов есть сформированные и устоявшиеся экономические показатели. У меня был опыт создания городского фестиваля – и именно там работает логика перенимания шаблонов. И после его проведения мы обучали и другие города, возможно для фестиваля – это рабочая история, но не для биеннале.

Чувашская биеннале современного искусства, 2022


- Как ты набирала команду?


- По рекомендациям, изучая сферу интересов кураторов, сферу их влияния, отлаженность коммуникаций с художниками, потому что куратор должен иметь активные связи.

- Сколько всего у вас кураторов?


- Первоначально у нас было два куратора до июля – они выбрали художников. Затем мы сформировали кураторскую группу из пяти местных кураторов и исследователей.

- Ты говорила, что вам поступило 300 заявок, а сколько художников в итоге было отобрано?


- 24, потому что у нас нет цели сделать масштабный проект, наша задача — показать, как выглядит современное искусство и как оно может жить в пространстве.

- Какие параллельные программы сопровождают биеннале?


- Образовательная, детская и параллельная программа. На сайте размещены те локации, которые мы рекомендуем к посещению. Для участия в мероприятиях необходима регистрация на сайте www.chuvashbiennale.com.

Чувашская биеннале современного искусства, 2022


- Объединяете ли вы биеннале какой-то определенной идеей?


- Да, темой биеннале стала “Икс историй: память о будущем”. У Чувашии не так много сохранившихся письменных источников, поэтому этих нарративов бесконечное множество – они живут в каждой семье, селении, районе. И этот недостаток артефактов компенсируется тем, что люди начинают что-то воссоздавать, что является сродни спекулятивным высказываниям.

Ведь каждому народу хочется за что-то хвататься, и мы ухватились за чувашскую вышивку, ассоциируя себя с ней. Этот портал помогает нам понять, вспомнить и соприкоснуться с тем, кем мы являемся. А таких порталов у нас очень мало, поэтому Икс историй: память о будущем” поможет нам выявить те аспекты, за которые мы будем хвататься в будущем.

Мы хотим понять, как работает коллективная память. Это легко можно увидеть на опыте травм других поколений – например, очень многие войны романтизируют, забывают какие-то моменты, и эти забытые моменты искажают объективную картину происходящего у наших потомков. Когда мы говорим о прошлом, мы всегда что-то приукрашиваем, поэтому в словосочетании “память о будущем” заключается та история, которую создает этническая группа или народность, потому что то, что мы забываем, порой намного важнее, чем то, о чем мы постоянно говорим. Поэтому эта тема может транслироваться на происхождение пути каждого.

Чувашская биеннале современного искусства, 2022


- В процентном соотношении, из каких регионов больше художников подавали заявок?


- Больше тех, кто связан с Чувашией, однако это и авторы из Ижевска, Смоленска, Москвы и других городов.

- Изучив все заявки, какие проблемы вы выявили?


- Очень много художников уехало. Мы выявили проблему, что у нас нет сообщества для художников, которое бы объединяло их и позволяло обмениваться опытом. Поэтому я хочу, чтобы наша биеннале стала площадкой для такого общения. Я знаю, что один из художников за время нашего опен-колла переехал в Москву. Это случается, потому что они чувствуют себя одинокими в своей деятельности.

- Какая у вас цель?


- У нас очень внутренние цели. Основная задача – развивать новые формы культуры в Чувашии, и это касается не только современного искусства. Нам важно разобраться с собой, идти “вглубь”. Когда я была подростком, я не понимала, куда мне обратиться, не хватало источников информации. Даже сегодня из-за многообразия этих источников можно легко потеряться. Одна из целей – познакомить общество с экспертами, исследователями, художниками. Важно понимать, что этот конкретный проект станет точкой, после которой мы сможем сдвинуться. Мы не говорим о том, что все будет идеально, более того, мы этого и не ждем – наша задача способствовать разным изменениям, вызвать эмоции, пробудить какие-то мысли. Самое главное – начать думать. Если у кого-то что-то изменится в привычках или способах поиска информации – можно считать, что мы идем по верному пути.

0 комментариев

Comments


bottom of page