Морис Кантен де Латур – известный французский портретист XVIII века. Он работал в технике пастели, которая в то время была особенно популярна во Франции. Важно упомянуть о свойствах пастели, которые могли стать одной из причин ее широкого распространения. Техника имела ряд достоинств, связанных с удобством ее использования, – например, пастель позволяла на продолжительное время оставлять работу, что невозможно при использовании обычных красок. Кроме того, пастельные мелки не занимали много места, их можно было легко носить с собой. Важную роль играло и то, что при использовании пастели создание портрета обычно не занимало много времени. Пастель – очень интересная техника и с эстетической точки зрения. Она обладает огромным диапазоном оттенков и градаций, а пигменты можно втирать, делая поверхность светящейся и бархатистой или же гладкой и матовой. Итак, прежде чем перейти к рассмотрению портретов Латура, стоит немного рассказать о процессе создания пастельного портрета и необходимых для этого материалах.
Процесс создания пастельного портрета
Латур использовал для рисования бумагу различных цветов, чаще всего синего, коричневого или серого. Это была не та бумага, которая использовалась для письма, а с несколько более грубой поверхностью и более легкими листами. Перед началом работы бумагу прикрепляли к холсту, было важно создать достаточное натяжение, чтобы, например, в случае нанесения пастели влажным образом на поверхности не оставалось сморщенных участков, а также ради большего удобства в процессе рисования.
Известно, что Морис Кантен де Латур проводил серию подготовительных работ, чтобы изучить различные аспекты выражений лиц своих натурщиков, стремясь оживить свои портреты. Сначала делался простой линейный монохромный набросок, затем уже добавлялся цвет. Зачастую лицо модели помещалось на своеобразный затемненный «ореол». На стадии подготовительного рисунка цветовые и световые контрасты были более резкими, чем в окончательных версиях работ, где они смягчались. Интересно, что зачастую эти подготовительные изображения производят более яркое впечатление, чем готовые портреты: вероятно, так происходит за счет применения более смелой штриховки и ощущения «вневременности» лица модели, так как оно еще лишено каких-либо аксессуаров. Кроме того, мы так же еще не видим старинного костюма портретируемого, что заставляет сосредоточить внимание именно на лице.
Что касается самой пастели, вероятно, Латур не создавал мелки самостоятельно, а скорее всего покупал, так как не осталось каких-либо записей о процессе их изготовления и возможных трудностях, связанных с этим. Палитра в его готовых портретах была несколько традиционной, преобладали розовые, голубые, серые и белые цвета.
Произведения Латура
Латур сумел добиться признания и популярности среди знатных заказчиков, а критика была к нему довольно благожелательна. В 1737 году Латур выставил в Салоне свой автопортрет и портрет Мадам Буше, в 1746 был принят в члены Королевской Академии и затем регулярно посылал свои пастели для проведения выставок в Салонах. Достигнув признания, Морис Кантен де Латур становится придворным художником.
В 1748 году Латур создает портрет Людовика XV. Из двух портретов короля, написанных Латуром, сохранился лишь один. Изображенный на нем Людовик XV безусловно красив, у него гармоничные черты лица, большие карие глаза, будто изучающие зрителя. Тем не менее красота эта напоминает холодную маску. В его взгляде чувствуется отстраненность, поза – статичная и величественная, что вполне характерно для парадного портрета.
Вероятно, ярчайшим примером придворного портрета в творчестве Латура является изображение мадам де Помпадур. Портрет имеет довольно большой размер – 177,5x136 см., что в целом не было характерно для пастельных произведений. Маркиза показана в пышной обстановке комнаты, в окружении атрибутов эпохи Просвещения – глобуса, книг, планов и рисунков. Художник точно передает различные текстуры – складки роскошного платья Мадам де Помпадур, блеск ножки стола, поверхность листов бумаги. Занимательно, что лицо мадам де Помпадур изображено довольно невыразительным. Как и в случае с портретом Людовика XV, оно прекрасно, однако кажется несколько безжизненным за счет идеализации, к которой пришлось прибегнуть Латуру в соответствии с требованиями к парадному портрету. Это заметно при сравнении портрета с подготовительными рисунками, где лицо мадам де Помпадур выглядит менее гармоничным и более бледным.
Художник также писал портреты видных деятелей, связанных с самыми разными сферами – дипломатией, военной, политической и финансовой сферами, музыкой и литературой. Латур определенно испытывал симпатию и интерес к образованным людям, интеллектуалам, вероятно, ему также были не чужды просветительские идеалы, что становится известно из его писем. Он общался с Руссо, проявлял уважение к Вольтеру, а в своем произведении «Салон 1763 года» Дидро отзывается о художнике следующим образом: «Редкий человек этот Латур; он берется за поэзию, мораль, теологию, метафизику и политику».
В отличие от королевских портретов, с которых на нас смотрят люди с зачастую c приукрашенными, идеализированными лицами, застывшие в величественных позах, портреты интеллектуалов того времени, многие из которых были друзьями Латура, наполнены жизнью и непосредственностью.
Подготовительный рисунок к портрету Вольтера относится к одним из самых ранних работ художника, однако уже в это время Латуру удавалось передать с помощью пастели мимику, взгляд, в котором светится живой ум писателя. Смеющиеся глаза Вольтера обращены прямо к зрителю, они смотрят с теплотой и некоторым лукавством.
Еще одним портретом, подчеркивающим то, насколько важно было для Латура отобразить в портрете личность с ее активной жизнью мысли и чувств, является портрет Даламбера, ученого-энциклопедиста и философа. Черты лица изображенного будто бы находятся в движении: кажется, что легкая улыбка вот-вот может смениться более широкой. На лбу, щеках и носу Даламбера можно рассмотреть световые блики, делающие портрет более реалистичным. Философ смотрит в сторону, он как будто находится в процессе разговора. Несмотря на статичность его позы, в ней чувствуется некая внутренняя энергия.
Отдельное место в творчестве Латура занимают портреты творческих личностей, связанных с театром. Оперная певица Мария Фель представлена в своем сценическом образе Амелиты из оперы «Зороастр». Взгляд ее нежен, улыбка задумчива. Очень изящно изображены черты ее красивого удлиненного лица с большими карими глазами и тонким носом. На голове – небольшой голубой тюрбан, украшенный золотой лентой. Образ наполнен ощущением одухотворенности.
С откровенностью и прямотой художник рассказывает о себе в автопортретах, интереснейших психологических этюдах. В отношении этих произведений Латур использует подход, схожий с портретами просветителей и творческих личностей – перед нами предстает ироничный, явно неглупый человек, изображение лица которого, пожалуй, наименее склонно к какой-либо идеализации.
Психологизм в творчестве Латура
Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и забираю ее целиком, – говорил Латур о своих моделях. Отличительной чертой творчества художника был глубокий психологизм, позволявший уловить тончайшие оттенки душевных движений, передать характеры портретируемых, при этом сохраняя схожесть портретного образа с внешностью модели. Интересно, что Латур часто изображает людей в момент, когда они смеются или улыбаются. Улыбка в портретах Латура интеллектуальна, порой насмешлива, особенно ярко это проявляется в подготовительном рисунке к портрету Вольтера и в портрете Даламбера.
Несмотря на критику со стороны Дидро, который настаивал на том, что портрет должен иметь более меланхоличный и серьезный вид, так как улыбка якобы лишает образ благородства, Латур показывал человека в момент проявления им ярких эмоций.
В некоторых портретах Морис Кантен де Латур показывал верхние зубы изображенных героев, что, хоть и встречалось в произведениях и других мастеров, было новым явлением для портретной живописи 18 века. Делалось это очень тонко, зубы были видны совсем немного и будто то появлялись в фокусе, то расплывались, скрываясь за чуть-чуть приоткрытыми губами. От такого приема могло меняться выражение лица по мере отдаления от портрета или приближения к нему. Еще одним приемом, который придавал лицам особое ощущение изменчивости был блеск глаз, оживлявший создаваемые образы, делавший их более реалистичными. Кроме Мориса Кантена де Латура во Франции XVIII века были и другие превосходные пастелисты. Тем не менее именно Латур практически полностью посвятил себя работе в технике пастели, и, пожалуй, был наиболее известным и прославленным художником-пастелистом того времени.