Летом 1862 года близ Вены родился мальчик, которому судьба уготовила великое будущие живописца. Речь о представителе венского модерна Густаве Климте, чье творчество не оставило сомнений в гениальности автора. Красота женского тела, роскошные платья и сверкающее золото – первые мысли, которые невольно приходят на ум, когда мы говорим о Климте. Его музой была Адель Блох-Бауэр, хозяйка известного Венского салона и ценительница современного искусства. Ее томный взгляд, женственность и большие, наполненные нежностью глаза покорили художника. Адель стала героиней не только картин Климта, но международного скандала.
По сей день Густав Климт в центре художественного внимания. В этом году исполнилось 160 лет со дня рождения художника, что является приятным событием для всех ценителей творчества Климта (К 155-летию в 2017 году мы взяли интервью с внуком Густава Климта, которое вы можете посмотреть по этой ссылке). Но картины художника не остались без внимания экоактивистов. “Подарком” любителям искусства к памятной дате стала нефть, вылитая на картину Климта “Смерть и Жизнь”. Будем надеяться, что экоактивисты не доберутся до картины, которой посвящен сегодняшний рассказ: “Портрета Адель Блох Бауэр I”.
Искусство давно побуждает режиссеров обращаться к работам известных мастеров. Портрет Адель и вправду кажется магическим и притягательным, а история, скрывающаяся за картиной, словно поучительная сказка, которая в нашем мире не произошла. “Женщина в золоте” — кинокартина Саймона Кертиса, основанная на реальных событиях. Это история о возвращении Адель в семью.
Кадры из фильма "Женщина в золотом"
С первых минут фильма мы погружаемся в золотой мир Климта, наблюдая за филигранным движением кисти. Но через несколько секунд нас будто возвращают в реальность – мы оказываемся в современной Америке, где зрителя постепенно знакомят с героями истории: молодым, неопытным адвокатом, Рональдом Шенбергом и племянницей Фердинанда Блох-Бауэр, Марией Альтман, еврейкой, бежавшей из Австрии в начале правления Третьего рейха. Действие картины происходит в конце 1990-х– начале 2000-х годов в Калифорнии, США. Мисс Альтман борется за наследство, которое отняли у нее нацисты. Главным сокровищем для женщины, единственным светлым воспоминанием о ее семье была картина с изображением ее тетушки — Адель. Альтман и Шонберг несколько лет пытаются вернуть картину, по праву принадлежащую наследнице. После прохождения процедуры реституции (процесс возвращения имущества, незаконно отнятого во время войны), а также нескольких судов Альтман удалось вернуть “Золотую Адель” на новую родину, но в старую, любящую семью.
Картина строится на чувствах страха, любви, ненависти и справедливости. Нас призывают задуматься над богатейшим наследием, которое незаконно присвоили себе нацисты. Сколько ограбленных семей, лишились своей истории, идентичности из-за произвола третьего рейха.
В течение многих лет Альтман и Шонберг вели борьбу за картины. Процесс тяжелого судебного разбирательство ярко отражен в фильме
Сложно предположить, что фильм “Женщина в золотом”, похожий на сказку, основан на реальных событиях. Зачастую кинорежиссеры склонны приукрашать истории, о которых говорят, скрывать противоречивые моменты. В кинокартине несчастная мисс Альтман борется за единственную сохранившуюся память о своей тете, но все ли так на самом деле? Мария Альтман – жительница Калифорнии, работавшая в собственном бутике одежды. Она правда является наследницей Фердинанда Блох-Бауэра и смогла вернуть в “семью” не только женщину в золотом, но и другие четыре работы Густава Климта! Стоит заметить, что Альтман не оставила “Женщину в золотом”, портрет Адель, в личной коллекции, а продала американскому предпринимателю Рональду Лаудеру за 135 млн долларов. Остальные четыре работы работы мисс Альтман также продала. В итоге Мария получила более 300 миллионов долларов. В фильме режиссер не стал показывать, что Альтман после того, как выиграла суд, была готова продать картины Австрии, но цена для государства оказалась непосильной.
Жители Австрии долго не могли справиться с потерей. Считается, что портрет Адель был настоящей жемчужиной галереи Бельведер, однако теперь австрийцы могут насладиться произведением искусства только в Новой галерее в Нью-Йорке. История “портрета Адели Блох-Бауэр I” потрясла общественность. Казалось, что дело изначально было обречено на провал, но тонкости юриспруденции играют большую роль даже в мире искусства. Предлагаем вам выделить время для просмотра кинокартины, чтобы погрузиться в историю возвращения семейного клада.
Comments