top of page
1artchannel

Ксения Подойницына: “Если будет стабильный рост арт-рынка, значит, мы все делаем правильно”

В октябре этого года исполнилось два года с момента создания Ассоциации галерей (АГА), основанной в 2020 году по инициативе Фонда поддержки и развития современного искусства Винзавод. Впервые в истории российского арт-рынка объединились 22 ведущие галереи страны. Ассоциация галерей стала необходимой инициативой, которая смогла консолидировать рынок современного искусства. В течение двух лет работа ассоциации велась по ключевым для отрасли направлениям: стандартизация деятельности; построение диалога с государственными структурами; ценообразование; организация прозрачной системы пополнения музейных фондов предметами современного искусства; логистика и таможня; международная деятельность. Ксения Подойницына, владелица галереи InArt Gallery by Ksenia Podoynitsyna, рассказала нам об Ассоциации галерей, прозрачном ценообразовании и здоровой конкуренции.

Ксения Подойницына, владелица галереи InArt Gallery by Ksenia Podoynitsyna

- В вашем манифесте обозначена цель, которая заключается в организации совместных действий по упорядочению рынка современного искусства. Какие конкретно действия вы предпринимаете и в чем заключается упорядочение?


- Ассоциация галерей не может регулировать рынок – рынок должен регулировать себя сам. Ассоциация, в свою очередь, активно способствует стандартизации рынка. Регламентировать работу арт-рынка в России – задача не из легких. Ассоциация взяла на себя тяжкую миссию по структурированию рынка и его работы, решению многих вопросов, с которыми сталкиваются все стороны арт-рынка. Создание ассоциации привело к конструктивному диалогу в сообществе – очевидному переходу от конкуренции к кооперации. Раньше между галеристами был кризис доверия – homo homini lupus est. Теперь же изменился климат в среде галеристов, произошел обмен опытом и консолидация сообщества. И все от этого только выигрывают. Мы договорились, что мы партнеры.


Второй важный момент – были созданы рабочие группы по различным направлениям, например, связанные с ценообразованием, международным обменом, таможенным регулированием, разработкой этического кодекса. Эти группы собирались стабильно, что дало возможность всем решать единые задачи. Сам по себе галерист – это просто частный предприниматель, но когда галеристы объединяются и понимают, что их голос может быть услышан, то возникает четко выстроенное целеполагание. Галеристы поняли, что их голос может быть услышан, в том числе, для изменения законодательной базы – это ценно. И последнее – вместе мы способствуем увеличению прозрачности рынка.

Объем российского арт-рынка – это, по оценкам InArt, всего 33,4 миллиона долларов к концу прошлого года. По сути это очень маленький рынок. Чем прозрачнее будет рынок, тем привлекательнее он будет для новых игроков. И работа ассоциации, создающая некий стандарт качества, понятную дорожную карту, как раз способствует этому.

- Каких результатов вам удалось добиться за время существования Ассоциации?


- Одно из главных достижений – разработка кодекса этики. Он очень подробно описывает возможное взаимодействие всех участников рынка. Его разрабатывала Лена Селина, я принимала активное участие. На мой взгляд, это очень важный документ, который дает ответы на самые часто встречающиеся вопросы. Кроме того, Ассоциация галерей совместно с нашими партнерами – коллегией адвокатов Delcredere – на основе кодекса этики и существующих документов разработали шаблоны договоров, регулирующих отношения художника и галереи, галереи и коллекционера, галереи и дилера, галереи и галереи. И я сама всегда заключала договоры с художниками, настаивая на юридической стороне вопроса. Проблема договоров очень важная. Мы все знаем, что в нашей сфере почти все договоренности – устные. Договорились, подписались, потом разругались. Этого можно было бы избежать, если бы сотрудничество велось в рамках правого поля.


- Что должно произойти, чтобы вы поняли, что что-то изменилось?


- Есть стандартные показатели рынка: объем рынка, количество игроков, количество сделок и так далее. Если в течение нескольких лет мы будем наблюдать стабильный рост арт-рынка, значит, мы все делаем правильно. Одной из ваших миссий является разработка стандартов галерейной деятельности. Что конкретно вы хотите изменить? И удалось ли за время существования Ассоциации галерей привнести в галерейный бизнес что-то новое?


Со своей стороны в рамках Ассоциации галерей я курирую направление по созданию инструментов для увеличения прозрачности рынка и ценообразования. Мы разработали систему ранжирования художников на пять групп: baby birds, red-chips, mid-career, established и blue-chips. Каждой из групп соответствует определенный ценовой диапазон. Наши исследования показали, что детальное изучение резюме художника – это самое важное. Именно оно дает возможность объективно оценить стоимость работы. Результат – это гайд по ценовым диапазонам, который мы собираемся опубликовать на сайте.


- В этом году всем удалось принять участие в рамках ПМЭФ в этом году — были ли вы услышаны? Может быть, с момента вашего выступления удалось что-то привнести новое в арт-рынок?


- В этом году Ассоциация галерей в рамках Форуме креативного бизнеса в дни ПМЭФ провела дискуссию “Искусство как актив: возможности для инвестирования в турбулентное время”, в которой я числилась среди приглашенных спикеров. Мы обсудили инвестиционную привлекательность современного российского искусства, трудности, с которыми сталкиваются инвесторы, и как можно регулировать рынок. Данная беседа – часть дискуссионной программой AGA Talks, серии публичных и закрытых бесед с экспертами арт-индустрии. В рамках встреч члены ассоциации и ведущие эксперты российского арт-рынка обсуждают вопросы, связанные с локальными особенностями, мерами поддержки арт-рынка и его потенциалом в международном масштабе. AGA Talks состоялись, в том числе, на таких крупных площадках, как Cosmoscow, blazar и АРТ МОСКВА. Многие могут сказать, что это ничего не значит – поговорили и разошлись. Но такое огромное количество встреч и разговоров – разве это ни к чему не приводит? Это как круги по воде. Все эти диалоги как раз выводят на обсуждение тех вопросов, которые наболели, которые интересуют. Если мы будем молчать, то не будет и ответов.


- Каким реализованным проектом Вы гордитесь?


- Думаю, системой ранжирования художников, о которой я сказала ранее. Также инструментом по инвестициям в искусство myinvest.art, который я активно внедряю. В Ассоциации на сегодняшний день находится 22 галереи.


- Вы говорите о том, как важно сохранять здоровую конкуренцию, но все же как вам удается удержать этот баланс, так как конкуренция все же существует?


- Очень важно – два года назад галеристам впервые удалось объединиться за более чем 30 лет существования рынка современного искусства в России. Это означает, что только два года назад мы начали разговаривать друг с другом, поднимать важные вопросы, спорить, отстаивать свои точки зрения и, конечно, договариваться. Мы больше не смотрим друг на друга как на врагов. В первую очередь, мы партнеры, а не конкуренты, отсюда и следует эта “здоровая конкуренция”. Недавно на годовом собрании коллеги делились, что сейчас стало возможным открыто обсуждать важные вопросы. Конечно, проблемных зон осталось много, но как минимум есть диалог. Если есть диалог – есть и решение.



0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page