top of page
1artchannel

Переосмысление идеи "комнаты" на персональной выставке Лидии Руссковой-Хасая в Грузии

15 февраля Фонд поддержки современного искусства The Ria Keburia Foundation (Грузия) при поддержке Surface Lab Art открыл проект российско-грузинской междисциплинарной художницы Лидии Руссковой-Хасая "UNFOLDING", который включил в себя дебютную инсталляцию, видео- и звуковые работы. Мы поговорили с Лидией о выставке, о фонде и о влиянии грузинских традиций на творчество художницы.

- Расскажите подробнее о выставке

- Цель выставки — вызвать физическую реакцию на искусство и поставить под вопрос наши привычные пути мышления. Я создаю новое пространство, которое позволит переосмыслить саму идею “комнаты”, закрытого помещения и то, как фундаментально оно влияет на наше восприятие мира. Все сделано для того, чтобы зритель мог сосредоточится на себе и своих ощущениях, взглянуть внутрь себя.

- Это ведь не первый раз, когда Вы делаете выставки про небо? Какие были предыдущие выставки? Почему небо?

- Что такое “небо”? Задайте этот вопрос себе: “Что значит идея “неба” для вас? Для меня важно не слишком влиять на восприятие работ зрителем. Реакция на искусство эмоциональна, как зритель интерпретирует, поймет и отреагирует на “небо” — его личная история. Могу сказать, что рационально объясняю то, что небо — центральная тема моей практики сейчас, в том числе, тем, что культура, в которой я выросла, была обусловлена влиянием православия. А, как мы знаем, в этом направлении христианства, небо играет большую визуальную и смысловую роль.

Как отдельный художественный проект серия с небом получила свое развитие благодаря сотрудничеству с галереей Surface Lab Art. Вместе мы провели уже три выставки, включая проект About Now в пространстве ММОМА кафе в Ермолаевском переулке, связанных с образом неба. Но сейчас это первый раз, когда небо выходит в физическое пространство, становится более осязаемым. И в этом проекте наши ценности с галереей еще больше переплетаются — ведь я хочу создать спокойное и медитативное пространство, где вы будете чувствовать свободу для поиска и самоопределения.


- Как Вам удалось познакомиться с фондом?

- Проект получилось осуществить благодаря истории сотрудничества куратора проекта с фондом, она показала проект основательнице. О фонде я знала давно, его деятельность крайне важна для поддержания развития современного искусства кавказского региона, а основательница талантливая, молодая женщина. Этот аспект меня всегда особенно притягивал. Когда мы встретились обсудить проект, я в полной мере дала понять, как особенно ценю эту возможность в нынешнее, мягко говоря, непростое время.


- Какие трудности были в подготовке выставки за границей?

- Процесс создания крупных проектов, в моем случае тотальной застройки, всегда сложный. Для меня было важным реализовать все этапы именно в Грузии, все материалы были закуплены в России, вся подготовка, конструирование проекта происходили локально. Основная сложность — сориентироваться на местности, найти правильных специалистов. Из интересного: во время пересадки в Армении случайно встретила знакомого инженера-конструктора, уговорила его съездить со мной в фонд, в итоге его экспертное мнение оказалось ключевым для строительства объекта. Вот такие чудеса.

Никогда недооценивайте случайности и не забывайте: keep calm and drink Georgian wine.

- Оказали ли на вас влияние грузинские традиции/колорит/быт?

- Мой папа грузин, каждый год в детстве я ездила к бабушке и дедушке в Зугдиди, где много локального колорита: советские памятники, дворец Дадиани, прогулки по ботаническому саду, созданному в XIX веке как декоративный сад княжеской резиденции, гроздья винограда, сбор башмалы, любимое лимонное дерево в нашем дворе, вкус эларджи, ткемали, иллюстрации к “Витязю в тигровой шкуре” издания начала XX в., теплая, сладкая на начальном этапе приготовления чача, которую дедушка дал попробовать, вид заснеженных вершин гор, центральный рынок, где у бабушки была торговая точка и тархун с хачапури. Все это оказало большое влияние на меня и мое творчество.


- Какие дальнейшие планы?

- Сейчас я настроена на то, чтобы слышать, принимать участие и быть активной частью нашего человеческого коммьюнити. Свои работы я создаю с тем же посылом. Я бы хотела, чтобы такая “комната” была в каждом городе. Поэтому пока у меня планы масштабировать этот формат, используя более мощные инструменты для реализации.


Выставка продлится до 3 марта 2023 года

 

Лидия Русскова-Хасая (р.1993)

Мультидисциплинарный художник и режиссер российско-грузинского происхождения. В 16 лет Лидия переехала в Нью-Йорк, где получила образование в сфере политологии и кинематографии. Ее практика охватывает фото, видео, перформанс, звуковые и тотальные инсталляции. Работы художницы сосредоточены на изучении взаимосвязи универсальных образов, языка и импульса. Проекты Лидии включают текстовые элементы, что является следствием ее увлечения политической философией, которую она изучала в университете, историей, творчеством Сьюзен Зонтаг и «Левиафаном» Томаса Гоббса. Лидия обращает внимание на понятие «интермеццо», поставленное Делёзом, исследуя возможность фокуса на настоящем, когда прошлое обманчиво, а будущее неизвестно.

The Ria Keburia Foundation

Фонд поддержки современного искусства The Ria Keburia Foundation, основанный в 2018 году грузинским меценатом Рией Кебурия, направлен на поддержку развития современного искусства в Грузии и регионе Южного Кавказа. Повышая осведомленность о различных глобальных художественных процессах, фонд создает межкультурные контексты и объединяет разнообразные сообщества профессионалов в сфере искусства. Благодаря щедрой поддержке своих спонсоров фонд стремится создать многогранную модель сотрудничества между различными галереями, учреждениями, программами проживания и платформами.


0 комментариев

Comments


bottom of page