top of page
1artchannel

100 произведений Герхарда Рихтера отправились в Берлин


Впервые Новая национальная галерея (Neue Nationalgalerie) в Берлине может похвастаться завидным пополнением – наиболее значимых 100 произведений одного из самых дорогих художников современности – Герхарда Рихтера – прибыли в Берлин, заняв свое место в постоянной экспозиции музея до 2026 года, после чего они переберутся в посвященный искусству XX века музей, который откроется в Берлине в районе Потсдамской площади не ранее 2026 года.

Сейчас посетители Новой национальной галереи могут насладиться сотней знаменитых произведений Рихтера, среди которых – портреты «Тети Марианны», «Дяди Руди» и «Господина Гейде», созданные в 1960-х годах; создающие напряжение размытые отрисовки фотографий; «Окупированный дом» (1989); знаменитые полотна из серии «4900 цветов» (2007), а также монументальные крупноформатные «Полосы» (2013/2016), с помощью которых более 10 лет назад Рихтер вывел искусство на новый уровень, впервые прибегнув в своем творчестве к компьютерному вмешательству.

Абстрактные полотна из цикла «Биркенау» (2014) поселились в собственном небольшом пространстве, заняв центральное место не только в этой экспозиции, но и в творчестве великого современного мастера, став результатом его долгих поисков отображения Холокоста. За основу этих работ Рихтер взял четыре фотографии из концлагеря Аушвиц-Биркенау (Освенцим), художник их перенес с помощью угля и масла на четыре холста, которые впоследствии закрасил в характерной для себя абстрактной стилистике. С каждым красочным слоем заготовленный шаблон постепенно исчезал, пока не стал совсем невидимым. Эти произведения настолько дороги Рихтеру, что они никогда не были выставлены на продажу и до сих пор находятся в личной коллекции художника.

Эти работы действительно сильные и очень убедительно повествуют о том, что скрывается за множеством красочных слоев, хотя истинный смысл зрителю не так очевиден. Однако абстрактные образы полностью отображают мысли о Холокосте, какого эффекта нельзя добиться с помощью фигуративности. Важные политические и исторические моменты в своих произведениях Рихтер отображает с помощью работы с цветом, где случайность становится определяющим фактором, задающим уникальность творчеству Рихтера Куратор Новой национальной галереи, Майке Штайнкамп

Эти произведения разместились напротив серой четырехчастной зеркальной работы Рихтера – точно такое же экспонирование было продемонстрировано в прошлом году в Старой национальной галерее. Кураторы выставок Герхарда Рихтера часто прибегают к такому решению, чтобы создать дополнительную глубину и перспективу, образующуюся при совмещении его живописных полотен и зеркальных работ. По словам Симоны Зондерманн (автора журнала Weltkunst), обновление постоянной экспозиции стало очень трогательным событием, однако залы, в которых разместились работы, очень узкие, что особенно ощущалось в день вернисажа, когда посетителей было очень много, в связи с чем сигнализация не утихала и очень мешала восприятию искусства. Берлин до сих пор не может с этим справиться, надеюсь, что в новом здании музей оптимизирует этот нюанс”. Важно отметить, что, несмотря на свой возраст – 91 год, Герхард Рихтер самостоятельно контролировал развеску своих работ. По словам пресс-службы музея, в будущем работы Герхарда Рихтера планируют демонстрировать в новых контекстах в сотрудничестве с женщинами-кураторами и художницами из разных областей.


Comments


bottom of page