Максим Дёмин – художник и реставратор из Москвы. Учился в Православном Свято-Тихоновском университете на кафедре реставрации. Долгая работа и кропотливое исследование древних памятников подтолкнули художника к глубоким философским изысканиям и осмыслению древнерусской культуры. Все творчество художника воплощает его духовные искания, трепет и благоговение перед красотой русских икон и транслирует религиозный опыт. Художник пытается языком абстракции донести до зрителя суть религиозного переживания. Экспрессивная манера письма и абстрактная передача евангельских сюжетов усиливают мощь и выразительность образов. Другая особенность произведений Максима Дёмина – лаконичность палитры. Это указывает на воздействие Новгородской школы иконописи, которая характеризуется простотой цветовых сочетаний и графичностью. По мнению Дёмина, именно в этом “немногословии”, незамысловатости скрывается вся духовная сила и очарование этих икон. По словам художника, его произведения нельзя считать иконами, поскольку они, во-первых, не соответствуют церковным канонам, во-вторых, как мы знаем, иконы должны быть освящены, чтобы использоваться для молитв. Поэтому творчество Максима Дёмина – индивидуальный подход, собственное видение святых образов.
Таким образом, в наше неоднозначное время, при многообразии и плюрализме мнений и идей, творчество Максима Дёмина помогает соприкоснуться с сакральной составляющей искусства иконописи и особой сферой религиозных переживаний.
Максим Демин "Работа № 3" из серии «ferrum» 2023 (Смешанная техника на метале 60х40 см)
Максим Демин "Окно в благую весть" 2022 (Старая оконная рама/масло 110 х 60 см)
Максим Демин "Троица" 2023 (Масло/грунтованный картон/старая рама 30х37 см)
- Может ли иконопись привнести что-то новое в наше дегуманизированное пространство искусства?
- Иконопись не только может привнести, но уже занимается осуществлением этой задачи. Это подразумевает расширение кругозора, появление новых тенденций в современном искусстве в виде альтернативных вариантов видения объективного мира вещей. Иконопись, помимо этого, влияет на восприятие человека искусства, его задач и целей, т.е. это не только чувственно-эмоциональное представление вещей и событий, а более глубокий процесс и серьезное отношение к роли искусства в жизни человечества. Мое творчество тоже стремится к этому, поскольку я пытаюсь брать определенные ключевые аспекты, чтобы донести до людей это новое понимание искусства посредством религиозного переживания.
- Обязательна ли вера, религиозное чувство при создании икон?
- Да, религиозное чувство и вера обязательны при создании икон. Поскольку, по моему мнению, вера является основополагающим принципом в искусстве иконописи. Люди, которым несвойственно переживание религиозных чувств, далеки от мысли о создании икон, а если и создают, то это носит околоиконописный характер. Мне кажется, человек, создающий иконы согласно канонам, должен иметь понимание того, чем он занимается и быть в определенной степени привязан, приобщен к этой религии.
- Обязательна ли каноничность, следование правилам в создании икон? Ограничивает она художника или наоборот?
- Да, она безусловно нужна. Определенные правила являются неотъемлемой частью иконописи, поскольку икона состоит не только из художественной составляющей, творческого вдохновения, но из духовной части. Как религия имеет свои каноны, правила, заповеди, так и иконопись руководствуется ими. Эти каноны вовсе не ограничивают художника. Канон – это протоптанный путь богопознания, человек, который стремится к этому, вряд ли будет сильно отклоняться от канона. Несмотря на индивидуальные отличия художников, мне кажется, канон вовсе не мешает и не ограничивает при создании икон, а наоборот, облегчает этот путь.
Максим Демин "Работа № 4" из серии «ferrum» 2023 (Смешанная техника на метале 25х20 см)
Максим Демин "Thread series" 2021 (Смешанная техника на холсте d-40)
Максим Демин "Работа № 7 из серии “ferrum” 2023 (Смешанная техника на металической пластине 70х50 см)
- В интервью Вы часто указываете, что в какой-то период были увлечены абстракционизмом. Чем был обусловлен такой выбор? Как произошел резкий переход к религиозным образам?
- Как и все, свое образование художника я начинал с академической живописи. Однако в процессе начал проявлять интерес к более экспрессивной манере живописи – к экспрессионизму и абстракционизму. В них я развивался довольно длительное время, но, параллельно этому, я начал заниматься реставрацией древних памятников, икон, фресок, что и пробудило во мне желание передать свои впечатления через собственное творчество. По сути, это было стремление запечатлеть отношение современного человека к этим древним памятникам, чьи создатели кардинально отличались от нас в плане сознания, мировоззрения.
В наш век технологий, когда все великие произведения искусства можно видеть в цифровом варианте, очень сложно уловить это глубокое чувство, трепет к предметам искусства.
Одни и те же произведения доходят до каждого поколения в разном состоянии и это тоже влияет на восприятие человека, осмысление этого произведения. После таких размышлений я нашел для себя наиболее подходящий стиль, где комбинировал свои искания в сфере иконописи и абстракционизма. Я стремлюсь не просто к написанию религиозных образов, а к исследованию древних памятников, их интерпретации в современности.
Максим Демин "Клирос" 2023 (Холст/смешанная техника 100х100 см)
- Каким принципам Вы следуете при создании ваших произведений?
- Главным принципом и целью для меня является передача своего почтения, трепета, любви и восхищения перед древними памятниками. Однако последнее я осуществляю в контексте современного искусства. Это “переваривание”, переработка старого опыта с помощью новых инструментов. Кроме того, мои произведения транслируют определенный духовный опыт, что очень ценно для меня. Древние памятники - неисчерпаемый источник вдохновения как с визуальной точки зрения, так и с духовной.
Максим Демин "Храм №1" 2022 (Дерево/смешанная техника 70х45 см)
Максим Демин "Работа № 11" из серии «Lignum» 2021 (Дерево/обжиг/аэрозоль d-60 см)
Максим Демин "Храм №2" 2022 (Дерево/смешанная техника 100х50 см)
- Есть ли у вас какие-то любимые сюжеты?
- Конечно! Один из самых излюбленных – Богоявление. Оно мне очень близко, поэтому очень часто обращаюсь к этой теме. Также люблю сюжет “Моление о чаше” или, по-другому, “Моление в Гефсиманском саду”. В целом, сюжеты, связанные со страстями Христа очень близки мне. Мне нравится не только писать, создавать произведения на их основе, но и смотреть на классические произведения, где запечатлены Христовы страдания. Мне кажется, эти сюжеты обладают высокой концентрацией духовной силы и словно являются конечным уровнем, апогеем происходивших чувственных переживаний.
Интервьюер: Рузанна Лазарян
Comments