top of page
Алина Иванова

Влияние Запада на современное искусство Китая на примере творческого пути Линь Фэнмяня


На судьбу Линь Фэнмяня сильное влияние оказала культурная революция, проходившая в Китае в 1960-1970-х годах и возглавленная Мао Цзэдуном, председателем Центрального комитета Коммунистической партии Китая. Одним из последствий культурной революции стали гонения на интеллигенцию – в том числе пострадали и художники, чье творчество не соответствовало представлениям власти об искусстве, главной ценностью которого считалась способность «служить людям» и откликаться на задачи партии. Таким образом, включение революционной тематики, некого элемента назидательности и прославления компартии практически стало обязанностью художника, что, конечно, значительно ограничивало свободу творчества.


Такой подход к искусству категорически не устраивал Линь Фэнмяня, родившегося в семье художника в период последней китайской империи Цин. В 1930-х годах он был увлечен идеей синтеза традиционного китайского искусства и искусства европейского, что делало Линь Фэнмяня новатором, готовым к художественным экспериментам и заинтересованным в развитии китайского искусства в тесной связи с западным миром. В молодости он получил образование во Франции, где познакомился с творчеством импрессионистов, с направлениями и представителями постимпрессионизма. Линь Фэнмянь также совершил путешествие в Берлин, поддерживал общение с некоторыми немецкими экспрессионистами. Такая открытость новому, желание понять и изучить необычное и зачастую непонятное для Китая того времени искусство дало свой результат – вскоре после возвращения на родину художник стал директором новой академии искусств в городе Ханчжоу. Линь Фэнмянь уделял особенное внимание ознакомлению обучающихся в академии с творчеством западных мастеров – к примеру, Ван Гога и Сезанна. Однако творческим планам и надеждам Линь Фэнмяня помешали японо-китайская война (1937-1945), в ходе которой японские солдаты уничтожили многие его произведения, а затем и вышеупомянутая культурная революция в Китае. Преследования подтолкнули художника к сознательному уничтожению большого количества собственных работ в попытке избежать тюремного заключения.


Что же именно не устраивало компартию в произведениях Линь Фэнмяня? Дело в том, что влияния современных европейских стилей, испытанные художником, не только не отвечали основной требуемой от искусства функции – то есть восхвалению и распространению коммунистических ценностей, – но и имели прямое отношение к Западу, увлечение которым также порицалось.

Линь Фэнмянь, "Дама, играющая на лютне", год создания неизвестен

Для творчества Линь Фэнмяня была характерна работа свободными мазками, использование яркой и богатой палитры красок – что безусловно выдает его увлечение постимпрессионистами. Применяя в своих произведениях некоторые новшества, «привезенные» из путешествия в Европу и касающиеся в основном художественной техники, Линь Фэнмянь сохраняет особое, характерное для китайской живописи ощущение обобщенности формы, а также не придает большого значения изображению теней. Еще одна черта творчества художника, отсылающая к традиционной живописи Китая, – это, безусловно, поэтичность, свойственная образам и пейзажам Линь Фэнмяня.

Линь Фэнмянь «Осень в Цзяннань», год создания неизвестен

Рассмотрим, например, один из его пейзажей – «Осень в Цзяннань». Насыщенные, иногда будто светящиеся цвета, быстрые мазки и отраженная в работе завораживающая красота природы Китая формируют тип лирического пейзажа, который будет довольно часто встречаться в творчестве Линь Фэнмяня. Создавая произведения, художник часто совмещал технику гуаши и использование чернил.

Линь Фэнмянь "Рыбак и бакланы", год создания неизвестен

В работе под названием «Рыбак и бакланы» чувствуется влияние каллиграфической традиции с ее изящными специфическими линиями, лаконичностью и узнаваемостью. Трогательные фигурки птиц и рыбака в шляпе, намеченной буквально несколькими касаниями кисти, находятся в гармонии с окружающей их природной средой. Интересно, что Линь Фэнмяня, судя по всему, интересует переходное состояние погоды – он изображает надвигающиеся грозовые тучи, колышущиеся от ветра растения. Попытка передать ощущение, возникающее в момент изменений, происходящих в природе, напоминает подход к живописи французских импрессионистов.

Линь Фэнмянь "Девушки из оперы "Волшебный фонарь-лотос" ", год создания неизвестен

Совершенно особенное место в искусстве Линь Фэнмяня занимают женские образы. Считается, что они вдохновлены произведениями Амадео Модильяни и Анри Матисса, что проявляется в их декоративности и некоторой «маскоподобности» лиц. Женщины обычно изображены сидящими, танцующими или играющими на музыкальном инструменте в окружении элементов роскошного интерьера. Застылость и обобщенность черт лица, выразительность поз и жестов, общее ощущение утонченности и грации – так можно охарактеризовать образы красавиц в исполнении Линь Фэнмяня.

Линь Фэнмянь "Хризантемы", 1988

Из сохранившихся работ художника встречаются и цветочные натюрморты, которые также отличаются декоративностью и ярким, насыщенным колоритом. Прекрасны хризантемы Линь Фэнмяня, лепестки которых выполнены с помощью изогнутых уверенных мазков. Вновь есть ощущение некого свечения за счет контраста темного фона и белоснежных цветов.

Линь Фэнмянь "Лотосы", 1977

Интересно рассмотреть тему цветов в сопоставлении с картинами европейских мастеров. При взгляде на работу Линь Фэнмяня «Лотосы» вспоминаются многочисленные изображения «Кувшинок» Клода Моне, которые Фэнмяню, вероятно, удалось увидеть во время его обучения во Франции.

 

Жизнь художника сложилась непросто. Линь Фэнмяню не удалось уберечься от заключения в тюрьму, где ему пришлось провести четыре с половиной года. Были и личные трагедии, связанные с потерей близких людей. В 1977 году художнику удалось получить разрешение на выезд из Китая, чтобы воссоединиться со своей семьей в Бразилии. Тем не менее в итоге Линь Фэнмянь остался жить в Гонконге до самой смерти и занялся воссозданием своих уничтоженных когда-то работ.


0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page