top of page
1artchannel

Дарья Кузнецова о выставочном проекте «Telling Stories. Большие данные»

В Московском музее современного искусства на Петровке и галерее HSE ART GALLERY открылась итоговая выставка студентов и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ — 2023 — «Telling Stories. Большие данные». Проект посвящен отношениям современных художников с процессами использования, анализа и визуального представления потоков информации. Мы решили узнать о выставке из первых уст, побеседовав о ней с директором HSE ART GALLERY Дарьей Кузнецовой.

Дарья Кузнецова — искусствовед, директор HSE ART GALLERY при Школе дизайна НИУ ВШЭ, преподаватель факультета "Креативных индустрий" НИУ ВШЭ


- Как было принято решение организовать двойную выставку? Почему в качестве партнерской институции был выбран ММОМА? Кто был инициатором этой идеи – музей или галерея, а, может быть, Школа дизайна НИУ ВШЭ?


- На самом деле выставка в галерее должна была открыться в любом случае, это наша стационарная площадка, она не может пустовать. У нас огромное количество талантливых студентов и их нужно показывать! Однако еще в прошлом году у команды и руководства Школы дизайна зародилась мысль о том, что итоговая выставка должна случиться на внешней, значимой московской площадке. Одна из наших главных задач – выходить за рамки Школы и расширять свое присутствие в разных учреждениях культуры. Московский музей современного искусства с радостью согласился принять нас в своем здании на Петровке и это безусловно – большая честь. Команда музея поддерживала нас на разных этапах и продолжает помогать в продвижении проекта. Это легендарное место, первый в России государственный музей, целиком специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. Собрание музея включает в себя более 12 000 работ. Мы гордимся тем, что сейчас все 9 залов третьего этажа занимают работы наших студентов (с первого курса и до выпускников).

Луиза Григорян "データベー象 (Dētabē zō)", 2022


- На двух площадках будут представлены разные художники или есть какое-то необычное кураторское решение?


- Подготовка к выставке велась на протяжении всего учебного года, был объявлен open call и по его итогам были сформированы две выставки, обе из которых посвящены большим данным. Первая открылась 29 июня в Московском музее современного искусства на Петровке, 25 и вместила в себя проекты 74 художников в различных медиумах: от живописи и фотографии до саунд- и видеоарта, партиципаторных инсталляций. В экспозиции галереи представлены арт-проекты, связанные с темой и большое количество дизайнерских работ: плакатов, инфографики, анимированных генеративных плакатов. Объединяет их желание сделать видимыми самые разные аспекты действительности, связанные с большими объемами информации.


- Почему вы решили затронуть вопрос аналитики повсеместной дигитализации? Безусловно, это важный и актуальный вопрос, но сейчас одним из насущных вопросов является и переход действительности в виртуальную реальность, затрагиваете ли вы эту проблему?


- Работы в обеих экспозициях исследуют весьма обширный список проблем, характерных для нашего технологичного века: размытие самого понятия «реального», боязнь технологий или наоборот слепое доверие к ним, осознание роли ИИ в жизни человека и художественной практике. Все это требует разбора и критики, в чем возможно смогут помочь представители гуманитарных профессий. Их авторский подход предполагает неожиданные сопоставления и выводы, сделанные не только на основании анализа математических моделей, но еще и с пониманием того, что не менее важно интуитивное соотнесение «аналоговых» и «цифровых» моделей реального мира. Мы с вами живем во время повсеместной дигитализации, и в наше физическое постоянно соприкасается с цифровым – об этом нельзя не говорить.


- Расскажите подробнее о художниках, об отдельных работах


- Я бы отметила несколько работ, которые в весьма ироничном ключе обыгрывают тему больших данных.

Полина Боликова "SFS_a_21_33_54_61_73, ACS_bs_02_21_54_64_72, MAN_g_22_51_62_71 играют в клубок", 2022


Полина Боликова в работе "SFS/a/21/33/54/61/73, ACS/bs/02/21/54/64/72, MAN/g/22/51/62/71 играют в клубок" размышляет о соприкосновении цифрового и материального в весьма неожиданном контексте — визуализации сбора данных о домашних питомцах. В физической и сетевой повседневности котята вызывают чувство радости и умиления. Но даже в случае любви к этим очаровательным созданиям есть место сухим и формальным обозначениям их отличительных черт. Для упрощения сбора данных, ведения статистики и продажи питомцев были созданы специальные системы EMS (WCF), FIFe, которые описывают внешние особенности кошек с помощью кода.

Павел Новак "Сегодня вы наконец-то найдете любовь с NOVALOVA", 2023


Или Павел Новак, создавший свое приложение NOVALOVA, которое обещает решить проблему одиночества. До сих пор считается, что жить одному плохо. Это значит быть своего рода неполноценным, всего лишь «половинкой» здоровой ячейки общества. Для решения этой архаичной проблемы нам на помощь приходят алгоритмы, проявляющие видимую заботу, а на самом деле действующие в собственных интересах. Разработчики приложений и программ зарабатывают на бесконечном поиске идеального партнера и на саморепрезентации в сети. В итоге они получают доходы от бесконечного разочарования пользователя. Художник создал фейковые аккаунты, отталкиваясь от образов часто встречающихся персонажей из соцсетей. Они состоят из портретов автора и подробных вымышленных описаний, на специально разработанной для проекта платформе — дейтинг-приложении в метавселенной NOVALOVA. Произведение дает возможность критически отнестись к эффективности решения проблемы одиночества с помощью рациональных сетевых алгоритмов.

Екатерина Надеждина "Data Weaving", 2022


Полиэкранная инсталляция Екатерины Надеждиной "Data Weaving" представляет собой документацию перформанса, который записывался во время повышенной тревожности авторки. В течение двух часов художница концентрировалась на процессе вязания, чтобы отвлечься от беспокойных мыслей. Все это время самодельный кардиограф, прикрепленный к телу, считывал длительность и силу электрических сигналов, возникающих при сердцебиении, а смарт-часы — фиксировали пульс. Количество петель в одном ряду зависело от количества ударов сердца в минуту. Получившееся полотно из шерсти — это одновременно DIY-инфографика, иллюстрирующая борьбу художницы с тревожным расстройством, и материальный результат успокаивающей практики. А длинная красная вязанная полоска спускается словно из телевизора прямо к зрителям.


- Расскажите подробнее о разработанной к выставочному проекту образовательной программе.

- Запись доступна по всем лекциям в ютубе. «Да—но» – дискуссионная программа к выставке «Telling Stories. Большие данные», в которую вошли открытые лекции и дискуссии студентов и преподавателей Школы дизайна и Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ, погруженных в исследования того, как большие данные влияют на развитие искусства, дизайна, кино, медиа и коммуникаций. Все лекции, паблик-токи и другие мероприятия программы будут доступны на YouTube-канале Школы дизайна.



Выставка «Telling Stories. Большие данные» на обеих площадках продлится

до 13 августа 2023 включительно



0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page