Выставка редких произведений из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина, седьмой выпуск ярмарки современного искусства WIN WIN, произведения Якова Хомича в недавно отреставрированном историческом здании начала XX века, взаимодействие науки и искусства в галерее «Ходынка», две новых выставки в Центре Творческих Индустрий «Фабрика», графика Марка Шагала из частного собрания в Санкт-Петербурге, персональная выставка Андрея Кузькина в галерее Anna Nova и новые выставочные проекты в ММОМА, Доме культуры «ГЭС-2» и Ruarts gallery – о каждом арт-событии подробно рассказали в этой статье.
1. «Музейная история. Март 1948»
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина продолжает цикл выставок редко экспонируемых произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства из своего собрания. Новый проект посвящен истории поступления в ГМИИ им. А.С. Пушкина фондов расформированного в марте 1948 года Государственного музея нового западного искусства. Некоторые экспонаты выставляются для широкой публики впервые.
Государственный музей нового западного искусства возник на базе национализированных в 1918 году знаменитых московских коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова. За годы своего существования ГМНЗИ активно занимался пополнением фондов произведениями художников нового и новейшего времени, принадлежащих к разным национальным школам. Постановлением Совета Министров СССР от 6 марта 1948 года ГМНЗИ, обвиненный в том, что содержит в своем собрании «преимущественно безыдейные, антинародные, формалистические произведения западноевропейского буржуазного искусства», был закрыт. Наиболее ценные произведения из ГМНЗИ должны были быть переданы ГМИИ им. А.С. Пушкина и другим художественным музеям. В течение двух недель в напряженных спорах проходило перераспределение произведений между московским музеем и Эрмитажем и обсуждение экспозиции. В результате в состав Пушкинского музея вошло 5407 памятников: все графическое собрание, живопись, большая часть скульптурной коллекции, предметы декоративно-прикладного искусства. Кроме того, в ГМИИ им. А.С. Пушкина были переданы архив, библиотека и отдел репродукций ГМНЗИ.
Сотрудники ГМИИ им. А.С. Пушкина во главе с директором Сергеем Меркуровым, преодолевая давление Комитета по делам искусств, попытались подготовить экспозицию с новым материалом. Это было достаточно смелым шагом, учитывая «формалистическое клеймо» на собрании ликвидированного музея. Комиссия Комитета по делам искусств официально закрепила за экспозицией ГМИИ им. А.С. Пушкина лишь 70 произведений из ГМНЗИ. Однако в 1949 году не удалось открыть и двух залов с 20 картинами из утвержденного списка: не получили разрешения. Впервые произведения импрессионистов стали доступны для публики на постоянной экспозиции Пушкинского музея, открытой 25 декабря 1953 года. Год от года ГМИИ им. А.С. Пушкина расширял экспозицию произведений художников нового и новейшего времени, они регулярно демонстрировались на зарубежных выставках, что способствовало росту мировой известности этого уникального собрания.
На выставке «Музейная история. Март 1948» посетители увидят датский фарфор из коллекции Ильи Остроухова, а также скульптурные произведения таких мастеров конца XIX — первой половины XX века, как Аристид Майоль, Карл Миллес, Константин Менье, Эдвард Виттиг и Отто Беренс. Центральный экспонат — портрет Лидии Делекторской работы Анри Матисса. Художник подарил рисунок ГМНЗИ в 1946 году.
Выставка продлится до 19 ноября
Адрес: Главное здание (Волхонка, 12), Итальянский дворик и Белый пол (площадка перед залом № 7)
2. «Под водой танцуют тени»
Дом на Хлебном
Произведения Якова Хомича, арт-группы Interlnkd и Сослана Сосиева
20 октября в пространстве «Дома на Хлебном» открывается выставка современного искусства под кураторством искусствоведа Геолины Моргулис «Под водой танцуют тени», посвященная теме детских воспоминаний и снов. Проект объединит произведения современных художников из Москвы и Санкт-Петербурга — Якова Хомича, Сослана Сосиева и участников арт-группы Interlnkd. В экспозиции, которая разместится в недавно отреставрированном историческом здании начала XX века, будут представлены работы, созданные в разных техниках — графика, текстиль, керамика, живопись, — но объединенные визуальной метафорой хрупкости и неуловимости наших детских воспоминаний и ощущений.
Выставка продлится до 20 декабря
Адрес: Москва, Хлебный переулок, 19
3. Персональная выставка Дмитрия Кадынцева «Первооткрыватели»
Центр Творческих Индустрий «Фабрика»
Дмитрий Кадынцев «В автобусе день», 2022
До 12 ноября Центр Творческих Индустрий «Фабрика» представляет персональную выставку Дмитрия Кадынцева «Первооткрыватели» – второй проект из серии персональных презентаций резидентов программы «Фабричные мастерские». Ранее, в своей художественной практике Дмитрий Кадынцев чаще всего обращался к живописи. В своем персональном проекте «Первооткрыватели» художник работает с относительно новым для него медиумом — инсталляцией, перенося живописный нарратив своих картин в трехмерное пространство. На время выставки весь зал «Артхаус» превратится в масштабную инсталляцию-сад, населенный животными, растениями и антропоморфными существами. Здесь присутствуют птицы, звери, бактерии, а осью инсталляции является большая ветвь, на которой подвешены кормушки, наполненные едой и хворостом. В картинах художника — пейзажах, или сценах на улицах городов, в лесу или парке, человек зачастую вписан в ландшафт настолько хорошо, что часто становится незаметен. Центральным героем работы при этом могут выступать растения или животные. В инсталляции художник использует тот же прием, выдвигая на авансцену природные процессы и животных, наделенных человеческими качествами и мыслями. Кто является первооткрывателем каких мест и явлений, для кого и для каких целей происходит открытие? Художник задается вопросом, о целесообразности таких понятий, об их изначально колониальной природе, игнорирующей уже существующие идеи, места и законы.
Выставка продлится до 12 ноября
Адрес: Москва, Переведеновский пер., 18, зал «Артхаус»
4. «Открыть, закрыть, повторить»
Центр Творческих Индустрий «Фабрика»
Ольга Михальчук «Camera 0», 2023
«Открыть, закрыть, повторить» – коллективный проект студентов Школы современного искусства «Свободные мастерские», представляющий более 30 работ, среди которых: графика, объекты, инсталляции, фотографии, а также аудиоинстялляции. «Открыть, закрыть, повторить» — эта фраза звучит как инструкция. Или как призыв. Но если неопределенную форму глаголов заменить на прошедшее время, то фраза превращается в историю. В реальную историю, которая произошла с художниками — участниками выставки. Выставка, к которой они долго готовились, была закрыта на следующий день после открытия. И тогда для них это стало абсолютной неожиданностью. Ощущение, когда тебя перебили прямо на середине фразы и ты хочешь ее закончить или повторить с начала, чтобы наконец-то завершить мысль и быть уверенным, что теперь она понятна собеседнику. Выставка «Открыть, закрыть, повторить» не является повторением той закрытой выставки, но повторением попытки выставиться, открыться, высказаться. На выставке будут представлены как обновленные версии работ с прошлой выставки, так и совершенно новые работы.
Выставка продлится до 5 ноября
Адрес: Москва, Переведеновский пер., 18, зал «Оливье»
5. «Под единым небом»
Bashmakov Gallery
До 18 февраля 2024 года в Bashmakov Gallery на территории квартала «Ленполиграфмаш» можно увидеть графику Марка Шагала из собрания российского бизнесмена коллекционера искусства XX века Павла Башмакова. «Под единым небом» – это ретроспектива ключевых моментов в графическом творчестве Марка Шагала.
«Марк Шагал – один из самых загадочных и мистических художников, с чьим творчеством мне повезло встретиться на своем жизненном пути. Поэтому для открытия выставки «Под единым небом» мы выбрали символичную дату - пятницу 13-го, чтобы подчеркнуть особенности творчества художника. Трогательный и романтичный, всё время будто бы всматривающийся за границы жизни человека, Марк Шагал изображал мир, наполненный узнаваемыми и близкими каждому образами, при этом наделяя его собственной палитрой, перспективой и даже гравитацией» Павел Башмаков
Сюжеты представленных на выставке работ хорошо знакомы зрителю, например, гравюры к «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя. Это самое начало пути, первое сотрудничество с известнейшим парижским издателем Амбруазом Волларом, которое во многом положило начало всемирной известности Марка Шагала, а сами офорты позже принесли художнику Гран-при на Биеннале в Венеции. Зрелый период творчества художника в экспозиции представляют работы, посвящённые библейским сюжетам. Также на выставке будут показаны произведения на ключевые темы в творчестве Шагала, его источники вдохновения: малая родина – Витебск, его жена и муза Белла и др.
Выставка продлится до 18 февраля 2024 года
Адрес: Санкт-Петербург, квартал «Ленполиграфмаш», проспект Медиков, 3
6. «Лучи солнца в листве айвового дерева»
Ruarts Gallery
20 октября в галерее Ruarts открывается четвертая персональная выставка фотографа Александра Егорова «Лучи солнца в листве айвового дерева» – знаковый проект для творчества автора. Это первый тотально абстрактный образ. Александр зарекомендовал себя как талантливый экспериментатор в цифровой фотографии, и в новых работах он вернулся к аналоговой съемке. Егоров использовал метод прямого взаимодействия: свет напрямую попадал на светочувствительную бумагу. Каждый снимок – уникальный отпечаток без негатива. Название поэтично отсылает к идее одноименной кинокартины, в которой герой пытается ухватить идеальное мгновение красоты.
Выставка продлится до 26 ноября
Адрес: Москва, 1-ый Зачатьевский переулок, 10
7. «Оазис»
ММОМА
Алина Федотова «Птицы. Семья», 2022 (Полиптих из 120 частей, цифровая печать на бумаге)
25 октября открывается проект Алины Федотовой «Оазис», который запускает программу «Поиск. Исследование», основная задача которой — показать разные подходы к исследованию как к форме художественного высказывания. Выставка открывает дискуссию о понятии «художественного исследования» и продолжает интерес к этой теме, который длится уже более двадцати лет. Выставка показывает, насколько более полным становится знание, когда отсутствует напряжение между научным подходом и восприятием через искусство. Такая полиматия снимает ограничения с обеих дисциплин и приближает нас к целостному пониманию мира и нашего места в нем. Посетители смогут увидеть работы, которые отражают взаимодействие человека с природой и осмысление взаимодействия ученого и художника. Эта выставка предлагает новый взгляд на исследование как форму художественного выражения и приглашает посетителей на путешествие в мир знания и искусства. Большая часть работ проекта «Оазис» создана в мастерских Центра художественного производства «Своды».
Выставка продлится до 10 декабря
Адрес: Москва, Образовательный центр ММОМА (Ермолаевский переулок, 17)
8. «Странный фрукт»
ММОМА
Татьяна Ян «Обручение Марии и Иосифа», 1998
Московский музей современного искусства представляет выставку «Странный фрукт», в экспозиции которой будут показаны произведения художников, относящихся к разным направлениям и творческим методам XX и начала XXI века. Выставка разделена на три тематических раздела: «Райский плод», «Памятник картошке» и «Странный фрукт».
Название выставки «Странный фрукт» обыгрывает общую тему, объединяющую произведения, представленные в экспозиции — наличие земных плодов в работах художников. В проекте исследуется взаимосвязь человека и природы, в данном случае — через изображение фруктов и овощей в искусстве. Идея выставки также обращает внимание на символическое значение этих плодов в различных культурных и исторических контекстах. Символы плодородия, изобилия и жизненной силы — плоды — до сих пор ассоциируются с различными обрядами и традициями, имеющими отношение к праздникам урожая. С другой стороны, фрукты могут быть связаны и с более возвышенными материями — например, с основой для религиозных представлений. Пример тому — гранат, который в мифологии является символом жизни и смерти, и, конечно, яблоко, издревле ассоциирующееся с искушением и грехопадением.
Проект является частью специальной исследовательской программы «Коллекция. Точка обзора» и призван познакомить зрителя со значительным собранием произведений мастеров в фондах музея. В экспозиции будут представлены работы художников из коллекции музея: Павла Леонова, Олега Целкова, Роберта Фалька, Андрея Гросицкого, Зураба Церетели и других авторов.
Выставка продлится до 10 декабря
Адрес: Москва, Образовательный центр ММОМА (Ермолаевский переулок, 17)
9. Осенний маркет современного искусства WIN WIN
ЦСИ Винзавод
На этих выходных состоится в седьмой раз осенний маркет современного искусства WIN WIN – совместная инициатива ЦСИ Винзавод и издательства Формат Один, направленная на поддержку арт-индустрии по созданию эффективного доступа к искусству и творческим процессам для каждого. Это возможность для независимых художников и творческих объединений представить свои работы наравне с галереями и издательствами, а для гостей — познакомиться лично с авторами и поддержать творческое сообщество в непростые времена. В этом году на маркет поступило рекордное количество заявок — более 600. В экспертый совет осеннего маркета современного искусства WIN-WIN вошли: Катрин Борисов, арт-директор фонда и галереи Ruarts, Сергей Гуськов, арт-критик, Юрий Кассин, основатель платформы Форма, Эльчин Али-заде, основатель издательства тиражного искусства Формат Один.
Ярмарка продлится с 21 по 22 октября (13:00-22:00)
Адрес: Москва, 4-й Сыромятнический переулок, 1/8 (Цех Белого, Цех Красного, Винтажный зал)
10. «Звездная месть»
Дом культуры «ГЭС-2»
19 октября в Доме культуры «ГЭС-2» откроется проект «Звездная месть» — выставка-эссе, программа публичных событий и телесных практик и оригинальная архитектурная инсталляция. Это пространство для размышлений о том, как люди во все эпохи конструировали разные вселенные в поисках той, которую хотели бы видеть своей. Название выставки отсылает к одноименному роману фантаста Юрия Петухова, герой которого в одиночку противостоит космическим силам зла. Сходство фамилий писателя и художника Алека Петука (Петухова) стало отправной точкой для размышлений о том, как подобные совпадения и проекции повлияли на европейские представления о месте и роли человека в мире.
«Выставка „Звездная месть“ размышляет о фигуре человека, который видит себя в центре мира и преобразует его в соответствии со своими волей и желанием. Подобная модель отношений между человеком и миром восходит к идеям европейского Возрождения — в частности, к герметической философии, утверждавшей, что вселенная и человек подобны, зеркальны друг другу. Ярким практическим выражением этих идей стала деятельность алхимиков, искавших философский камень, который, согласно их представлениям, являлся не просто средством преобразования неблагородных металлов в благородные, но и инструментом преображения всего миропорядка: трансмутации материи и трансфигурации сознания. Размышления о природе подобных практик кажутся весьма актуальными именно сегодня, в контексте развития социальных сетей и искусственного интеллекта, когда персонализированный подход во всех сферах производства и потребления буквально помещает человека в центр индивидуальной вселенной, собранной им самим и для него самого» Ярослав Алешин, куратор выставочных проектов и программ городской интеграции фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2»
На выставке собраны художественные произведения, исторические материалы и документы, раскрывающие разные аспекты жизни, работы и творческого наследия ее героев. Пространство выстроено по принципу символических отражениий, среди которых посетитель сможет обнаружить и самого себя. Важной чатью проекта станет программа специальных событий. Она включает в себя перформативные лекции, дополняющие работу VOTIW*, и встречи образовательного семинара «К-фитнес» с последующей презентацией его результатов. Также в программу войдут авторские показы, перформансы, лекции и дискуссии, призванные стать смысловым расширением видеоэссе «Петухов : петухов». Расписание можно найти на сайте Дома культуры «ГЭС-2».
Выставка продлится до 21 января 2024
Адрес: Москва, Болотная наб., 15
11. Персональная выставка Андрея Кузькина «жить забыть жить забыть»
Anna Nova gallery
Выставка «жить забыть жить забыть» — размышление о жизни и смерти, памяти и забвении.
Художника интересуют противоречащие друг другу смысловые установки и вытекающий из
них внутренний конфликт, в котором оказывается современный человек. Экспозиция состоит из двух художественных высказываний — проекта «Я ещё жив. Я ещё жива» и масштабной инсталляции «Дар забвения или формула пустого мира». Работы были показаны в Центре творческих индустрий «Фабрика» в Москве в 2021 и 2019 году соответственно.
«Представленные на выставке работы появились в разное время. Прошло несколько лет, но они не только не потеряли своей актуальности, но, наоборот, наиболее остро и правдиво отражают сегодняшнее время. В этом сила и значимость искусства Кузькина, которое мы можем оценить уже сейчас» Лилиана Маррэ, директор галереи Anna Nova и куратор выставки
На первом этаже галереи располагается проект «Я ещё жив. Я ещё жива», в котором Андрей Кузькин предлагает всем желающим поучаствовать в перформативной акции и на подготовленных белых листах А4 написать текст: «Я ещё жив(а). Имя, Фамилия, число, подпись». «Расписка» тут же оформляется в рамку, вешается на стену и становится частью экспозиции. В этом проекте Кузькин размышляет о ценности человеческой жизни и временности существования. Рукописные документы, составленные зрителями, собираются в архив, в котором слова, звучащие особенно хрупко и эфемерно, «Я ещё жив(а)» являются попыткой сохранить личный голос и утвердить ценность единичной жизни.
На втором этаже галереи представлена инсталляция «Дар забвения или формула пустого мира» — метафора сложившейся реальности. В этой работе Кузькин выводит «формулу пустого мира» и рассказывает какие инструменты использует государственная власть, чтобы управлять другими людьми. В отличие от проекта «Я ещё жив. Я ещё жива», в котором Кузькин напоминает о временности всего происходящего, в «Даре забвения» он напрямую сталкивает нас с механизмами забывания исторических трагедий и коллективных травм.
Выставка продлится до 10 декабря
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Жуковского, 28
11. «Частоты 4.0. Звездный храм»
Галерея Ходынка
На этой неделе завершится первая выставка научного искусства в рамках фестиваля «Частоты», который проходит в четвертый раз и является частью инициативы «Наука как искусство», а также содействует развитию инновационных проектов в области экспериментального искусства и экспериментальной науки. Проект объединил мультимедийные проекты художников, связанные с искусственным интеллектом и нейронауками; артефакты из фондов хранилища биологического Музея им. Тимирязева, исследования лаборатории Сколтех и Посвир. Центральным арт-объектом стала интерактивная инсталляция «Базаров Лаб», так как проблематика взаимодействия науки и искусства в русской литературе впервые была затронута Иваном Тургеневым в романе «Отцы и дети». Его главный герой Евгений Базаров отрицает искусство во всех его проявлениях. Несмотря на то что вопросы эффективности, этики и эстетики зачастую входят в сугубое противоречие, современные культура и наука отыскивают точки пересечения интересов в научном искусстве. Также кураторы затронули тему роли человека и его отношения к природе и космосу, к нашему общему дому — планете Земля.
Выставка продлится до 22 октября
Адрес: Москва, ул. Ирины Левченко, 2
Comentarios