top of page
1artchannel

О концепции мероприятий проекта КАРО.АРТ на примере показа и аналитики фильма «Апокалипсис»



21 января наша редакция побывала на показе фильма «Апокалипсис», организованном в кинотеатре «Октябрь» проектом, созданным в 2017 году и поддерживающим и популяризирующим фестивальное и авторское кино в стране – КАРО.Арт. Амбассадорами проекта являются ведущие эксперты и специалисты из различных профессиональных областей, исследующие искусство кино с разных точек зрения и под разными углами. Проект поддерживает традицию просмотра фильмов в кинотеатре на языке оригинала с русскими субтитрами. На данный момент КАРО.Арт активно развивается в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и Новосибирске. В рамках проекта проходят премьеры, специальные показы с обсуждениями, встречи и лекции. Так после просмотра фильма на оригинальном языке мы погрузились в аналитику кинокартины от кандидата философских наук и старшего преподавателя МГУ им. М.В.Ломоносова Евгения Цуркана, а зрители смогли поучаствовать в беседе, задавая свои вопросы из зала.



Обсуждения переполненного адреналином и жестокостью фильма оказались бурными, что было весьма ожидаемо, так как кинокартина после своей премьеры в 2006 году была подвержена жесткой критике со стороны историков, археологов и ученых-майянистов. И это неудивительно, потому что фильм наделен большим процентом исторической составляющей, что почти всегда влечет за собой множество неточностей и соответственно недовольства со стороны экспертов. В команду фильма был привлечен получивший мировую известность исторический консультант – американский майянист и археолог Ричард Хансен, который в фильме выдвинул свою теорию упадка цивилизации Майя, которая базируется на глобальной засухе.


Кадр со съемок фильма "Апокалипсис", 2006


В фильме четко показана специализация деятельности местного народа на производстве извести, для которой требовалось много огня — соответственно, много дерева, поэтому, согласно теории Ричарда Хансена, вырубка лесов породила глобальную проблему с почвой, что и привело в итоге к упадку Майя.


Кадр из фильма "Апокалипсис", 2006


Желание угнаться за «голливудскими эффектами» и «эмоциональными педалями» всегда повышает вероятность допущения ошибок, которые многие кинокритики не в состоянии упустить из виду: например, к таким погрешностям можно отнести наполняющуюся от ливня яму, в которой находилась жена главного героя – по словам Евгения Цуркана, подобные постройки у Майя были наделены подземными коридорами, через которые в реальности вода должна была перетекать в соседние ямы.


Кадр из фильма "Апокалипсис", 2006


Возникли вопросы и к финальной сцене фильма, когда к берегу причаливает несколько кораблей конкистадоров – здесь возникли неточности относительно соответствия временных отрезков, потому что согласно историческим данным, к тому времени, когда в те места прибыли испанцы, уже не существовало таких больших городов и строящихся пирамид.


Кадры из фильма "Апокалипсис", 2006


Конечно же, с точки зрения истории искусства есть грубые ошибки в визуализации фресок и архитектуры пирамид. Евгений Цуркан обратил внимание на то, что у фильма есть достаточно сильные стороны, заслуживающие достойной оценки – если рассматривать фильм не только как историческое высказывание и документальное кино, то можно обратить внимание на продуманность выявления места для съемки — по сценарию требовались густые джунгли, где можно было бы соорудить съемочную площадку. Не менее ответственно команда подошла и к подбору актеров, которые имеют индейские корни – Руди Янгблад ради главной роли выучил юкатекский язык, на котором говорят все герои на протяжении всего фильма.


Кадр из фильма "Апокалипсис", 2006


Невозможно не отметить сцену с водопадом, в которой по сценарию главному актеру необходимо было прыгнуть с бушующего водопада. В отличие от его персонажа Руди Янгблад не мог похвастаться отвагой, присущей его герою, и он отказался прыгать, после чего Мэл Гибсон решил продемонстрировать, как нужно побороть страх, спрыгнув на  глазах у всей съемочной группы на резинке с водопада. В итоге Руди Янгблад поборол страх как и его герой, прыгнув в кадре без страховки не один раз. Если разбирать философское проблематическое послание, то из плеяды других кинокартин этот фильм выделяет концентрация внимания не только на экшне, но и на подсвечивании важной темы – страха, эволюцию которого мы можем наблюдать, переживая все происходящее вместе с главным героем.


Кадр из фильма "Апокалипсис", 2006


Евгений Цуркан акцентирует внимание и на затронутой режиссером проблема цивилизованности самых развитых слоев общества – «следы гнильцы» продемонстрированы у местной власти, которая находится в своем расцвете и осуществляет массовые жертвоприношения, которых не существовало в реальности — отсюда родилось массовое недовольство индейцев. Их возмутило, что майя, которые показаны здесь достаточно подкованными, высоко-развитыми, имеющими письменность, высокий уровень цивилизации и обладающие неплохими знаниями в медицине, преподнесены жестокими варварами, осуществляющими кровавые массовые жертвоприношения — они их действительно организовывали, но они были не настолько массовыми и не такими частыми, как показано в фильме. Майя всегда приносили в жертву Богу лучшее, а в фильме мы видим, как они уничтожают людей, пропуская через свой местный конвейер.


Кадры из фильмов «Пауза в Санкт-Петербурге», «Святой Архипелаг» и «Крым небесный»


Если вам близка концепция таких встреч, то хотим обратить ваше внимание, что 24 января в премьерном зале московского «Октября» стартует ретроспектива фильмов культового режиссера Сергея Дебижева, которая пройдет в рамках проекта КАРО.Арт при поддержке кинопрокатной компании «Кино.Арт.Про». Она приурочена к десятилетию кинокомпании «Два Капитана». На большом экране продемонстрируют фильм «Два капитана-2» с Сергеем Курехиным, который будет показан с пленки. Этот авангардный музыкальный фильм-мистификация стал настоящей сенсацией в 90-е годы в арт-среде и собирал полные залы передовой и творческой публики. В рамках ретроспективы состоится премьера документального фильма «Город Золотой», который расскажет о тайнах музыки и ее влиянии на сознание человека. Будет показана авантюрная драма «Золотое сечение», которая в свое время стала новаторской по динамике и количеству монтажных склеек и предвосхитила появление жанра приключенческих мистических блокбастеров. В программе зрители увидят 11 фильмов, включая такие хиты как «Раскаленный Хаос», «Святой Архипелаг», «Рок за гранью», «Последний рыцарь империи».


Сергей Дебижев © РИА Новости / Фото: Евгений Одиноков

Сергей Дебижев — документалист, кинорежиссёр, сценарист, культуролог, общественный деятель, автор более 30 художественных и документальных кинокартин. Начинал свой творческий путь с создания первых музыкальных клипов для многих известных рок-музыкантов нашей страны.  Художник по образованию, он использует в своих кинолентах необычайно яркие и зрелищные приемы, выводя документальное кино на новый уровень. В своем творчестве он исследует такие темы как искусство и его влияние на человека, российская история и самоидентичность, религия и вера, размышляет о смыслах, важных для понимания каждого человека.

Показы пройдут в Москве в кинотеатре «Октябрь» (Новый Арбат, 24) с 24 января по 4 февраля и в Санкт-Петербурге в «Варшавском экспрессе» (наб. Обводного канала, д. 118) с 31 января по 11 февраля. 


РАСПИСАНИЕ: 

Москва, киноцентр «Октябрь»


24 января, 19:30 Открытие Ретроспективы: «ДВА КАПИТАНА – 2» – показ с пленки, обсуждение с режиссером

25 января, 19:30 «Последний рыцарь империи»

26 января, 19:30 «Раскалённый хаос»

27 января, 16:00 «Теория Хаоса» 

27 января, 19:00 «Гимн великому городу», «Пауза в Санкт-Петербурге» 

28 января, 16:00 «Золотое сечение»

28 января, 18:00 «Крым небесный»

3 февраля, 17:00 «Рок за гранью» 

3 февраля, 19:30 «Святой Архипелаг» 

4 февраля, 18:00 «Город Золотой» МОСКОВСКАЯ ПРЕМЬЕРА


Петербург, КАРО 9 Варшавский экспресс


31 января, 19:30 Открытие Ретроспективы: «ДВА КАПИТАНА – 2» – показ с цифры, презентация фильма «Крест»

1 февраля, 19:30 «Последний рыцарь империи» 

2 февраля, 19:30 «Раскалённый хаос» 

3 февраля, 16:00 «Теория Хаоса» 

3 февраля, 18:30 «Золотое сечение» 

4 февраля, 18:00 «Гимн великому городу», «Пауза в Санкт-Петербурге» 

8 февраля, 19:30 «Крым небесный»

9 февраля, 19:30 «Рок за гранью»

10 февраля, 18:00 «Святой Архипелаг»

11 февраля, 18:00 «Город Золотой»

Comments


bottom of page