На Сахалине в сентябре подведут итоги паблик-арт программы «Взгляды», в рамках которой город украсили более 40 произведений художников уличной волны. Подробности мы решили узнать из первых уст, поговорив с куратором паблик-арт программы “Взгляды” Александром Мущенко.
Александр Мущенко
Расскажите, почему Вы решили связать свою жизнь с стрит-артом?
Во многом это стечение обстоятельств. С детства любил творчество, но в итоге поступил на юридический факультет СПбГУ, а с 2010 года начал работать на Заводе слоистых пластиков. Там отвечал за запуск новых продуктов. Всегда тянуло на заводы, быть может, потому что бабушка с дедушкой были связаны с производствами. Для меня это было другим миром – станки, рабочие, выпуск продукции. В 2012 году мы наладили производство межкомнатных дверей и так получилось, что первая коллекция была сделана с известным уличным художником Waze. На стеновых панелях и самих дверях были принты с его работами. Параллельно с этим набирали обороты джентрификационные проекты в Москве (Флакон и Артплэй), и уличное искусство на волне интереса к Бэнкси стало проникать в масс-медиа и соц.сети. И собственник завода решился на изменение подхода работы с площадкой. Тогда появилась первая работа от Waze на территории действующего цеха.
А ещё позже была собрана первая команда и создан концепт первой выставки и самого Стрит-арт музея. Выставка “Повод к миру” попала в параллельную программу биеннале Манифеста и мы начали готовиться к открытию. Первый год я отвечал за запуск площадки и выстраивание коммуникации с заводом, потому что понимал, как работает производство – кто за что отвечает и как соединить творческие процессы с производственными. Первый год для меня был проверкой на прочность – с одной стороны захватывал масштаб изменений, восхищали художники, с другой – очень тяжело было принять творческий хаос на заводе, который был для меня синонимом порядка. После первой выставки я снова вернулся в управляющую компанию и продолжил заниматься производственными проектами, но быстро понял, что уже не могу без искусства и снова вернулся с головой в работу над следующей выставкой. И так с конца 2014 года по 2019 я отвечал за производство выставок, был куратором некоторых из них, организовывал фестивали и развивался в том числе как и художник.
Художник Scheme в работе, 2024 Фотограф: Владимир Сотник
Как бы Вы коротко объяснили человеку, не разбирающемуся в искусстве, в чем ценность стрит-арта, зачем он нужен и почему это считается искусством, а не оформительской работой здания? И где грань между вандализмом и стрит-артом?
Стрит-арт – самая понятная массовому зрителю форма современного искусства.
Для меня это точка входа в пространство современного искусства. Ещё в начале XX века Маяковский с Каменским и Бурлюком в Газете Футуристов опубликовали Декрет о демократизации искусств, в котором призывали художников выходить на улицы, становиться ближе к городу и его жителям. Мы часто сталкиваемся с разрывом между зрителем и художником – концепции и способы их передачи требуют большой насмотренности и опыта их восприятия, знание контекста и истории.
Стрит-арт же в силу своих особенностей рассчитан на прохожего – он понятен и визуально, и содержательно, но при этом остается в пространстве искусства (не всегда, конечно) и, мне хочется верить, мотивирует обывателя получить интерес к происходящему в городе – остановиться, задуматься, вынырнуть из рутины повседневности и, возможно, привести такого зрителя в музей или галерею.
Художник «Зия Рисует» в работе, 2024
Фотограф: Владимир Сотник
Что касается понятий, есть наиболее распространенное разделение на
граффити, стрит-арт и паблик-арт:
Граффити – это субкультурное явление, в рамках которого ребята пишут имена (свои или команд), чаще всего нелегально и для них важно уважение внутри коммьюнити.
Стрит-арт – это, по сути, развитие идей граффити, только художники теперь взаимодействуют не только внутри субкультуры, но и со зрителем и контекстом города.
Паблик-арт - согласованное с городом искусство в публичном пространстве. Но лично я все больше ухожу от категорий и ярлыков в отношении художников.
Мне кажется, сегодня эти границы размыты, и художники могут сегодня рисовать на улице, завтра делать фото-выставку, а после завтра инсталляцию, согласованную с администрацией. И качество работ определяет уровень художника, а не принадлежность к тому или иному направлению. По поводу искусства – это вообще отдельная тема. Если совсем коротко – мы сами определяем где искусство, а где нет. Если нам (в контексте нашего опыта) тот или иной объект кажется произведением искусства, то так оно и есть.
Определения искусства как и определения любви не существует. Есть то, что мы чувствуем.
А качество самих объектов в городе определяет, прежде всего, их связь с городским пространством, его жителями, контекстом времени и места. И если художник эти связи в своей работе проектирует, то объект становится уместным и актуальным. Если нет и автор не может объяснить, почему в этом месте именно эта работа создана, то такой объект переходит в разряд городского дизайна или, как вы сказали, оформительства.
Про вандализм ещё проще. Вандализм - это статья 214 из уголовного кодекса, согласно которой им признается бессмысленное жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство. По сути, любые объекты на исторических памятниках и объектах транспортной инфраструктуры могут быть признаны вандализмом, но это определяет следствие в контексте каждого случая. Если говорить про вандализм с точки зрения обывателя, то тут так же, как и упоминал выше – наше отношение к тому или иному проекту определяет насмотреность и жизненный опыт. Что для одного вандализм для другого произведение искусства.
Алексей Бархан, «Без названия», 2024
Фотограф: Владимир Сотник
В своих интервью Вы неоднократно говорили о том, что организовываете активности на Сахалине, потому что сами родом оттуда. В связи с этим у нас возник вопрос – как Вы оцениваете нынешнюю ситуацию с современным искусством на Сахалине и есть ли там арт-рынок?
Я очень не люблю колониальный подход. К сожалению, часто такие проекты подобны высадке десанта. Приезжают художники, эксперты, реализуют свои идеи и возвращаются домой. С одной стороны это становится в короткой перспективе хорошей встряской для локальной среды, но в будущем может наблюдаться обратный эффект. Запрос зрителей повышается и местные авторы не могут, находясь внутри, конкурировать с известными художниками, что напоминает эффект "выжженной земли". Собрать один урожай – а там уже не важно. И то, что я с Сахалина, то, что здесь живут мои родные, друзья, для меня является главной мотивацией и во многом оправданием тому, почему именно я занимаюсь этим проектом. Также мы параллельно с организацией росписей проводим лекции, мастер-классы и встречи с художниками, потому что очень важно объяснять, зачем мы все это делаем, проговаривать и получать обратную связь.
Что касается арт-рынка на Сахалине – он находится в зачаточном состоянии: в основном художники продают свои прикладные работы в контексте туристической сферы, но тем не менее здесь научинают появляться выставки, которые можно отнести к современному искусству, открываются все новые и новые пространства для художников (выставочные залы и мастерские). Администрация региона проявляет очень большой интерес к сфере креативных индустрий и поддерживает большинство проектов, связанных с творчеством. Мы сейчас активно работаем с командой в том числе и в этом направлении, поднимаем вопросы не только о наличии инфраструктуры, но и о ее содержании. Необходимо определить, куда и зачем мы идем. Пространство открыть легко, гораздо более интересная задача – сделать его функциональным, наполнить смыслом.
Тимур Форк «Сахалин», 2024
Фотограф: Владимир Сотник
Как бы Вы оценили развитие стрит-арта на мировой арене и роль российских художников в мировом контексте?
Если говорить об уличном искусстве, то наши художники всегда были встроены в глобальное сообщество. Особенно хочется отметить вклад Паши 183 (к сожалению, его уже нет с нами), который в начале 2010-х стал основным лицом сцены уличного искусства России. Да и остальные ребята, которые принимали активное участие в фестивалях и выставках, признаны не только у нас, но и за рубежом. Сейчас, к сожалению, политика внесла свои коррективы и художникам гораздо сложнее участвовать в международных проектах. Это и сложность покупки билетов, и оформления виз, да и инфополе не способствует коммуникации. Но если говорить о внутренней сцене, то наблюдается рост количества проектов. Появляются новые имена, галереи начинают больше обращать внимания на локальных художников, проходят ярмарки и выставки. Если раньше мы работали много с иностранцами, то теперь больше взаимодействия с нашими ребятами. А мировая сцена, на мой взгляд, институцианализировалась. Есть множество организаций серьезных, работающих в том числе и с художниками, взаимодействующими с улицей. Хайп по стрит-арту прошел, развитие пошло в сторону качества проработки проектов. Появляется больше концептуального искусства для более искушенных зрителей. За этим интересно наблюдать и хочется верить, что и мы в будущем сможем снизить процент чисто декоративных работ.
Арт-группа ПроРисуем «Соседи», 2024
Фотограф: Владимир Сотник
Каким навыкам, на Ваш взгляд, должны научиться российские стрит-арт художники у зарубежных коллег, чтобы стать заметными за рубежом, а не только оставаться звездами на Родине? И возможен ли международный сценарий развития карьеры российских художников?
Прежде всего, это навыки управления проектами. Чем выше уровень художника, тем лучше организована его работа на всех этапах – от оформления концепций, уровня коммуникации с заказчиком до реализации.
Сегодня художник – это не беззаботный персонаж с кисточкой и мольбертом, а качественный менеджер, умеющий управлять людьми, своим временем, обладающий высоким уровнем комптенций в разных сферах.
И вот этого нашим ребятам часто не хватает, уровень организации на часто низком уровне. Очень немногие приучили себя правильно вести проекты, работать в установленных сроках и рамках. Хочется пожелать больше внимания уделять этим аспектам работы. А что касается возможностей международного развития карьеры, как сказал выше, западные проекты стали труднодоступнее. Есть, конечно, азиатский рынок, но он пока нам слабо знаком, поэтому инструкций, как в него встроиться, ещё нет. Но все же не могу сказать, что это невозможно. Достаточно много наших художников работают и на Западе, и в Азии, все возможно.
Миша Верт «Первый авиапочтальон», 2024
Фотограф: Владимир Сотник
Весной 2024 ваша команда объявила опен-колл, по итогам которого вы отобрали финалистов для проекта “Взгляды”. По какому принципу вы отбирали победителей? Какой критерий был ключевым? Была ли единая концепция, которой придерживались номинанты?
Всего мы получили более 300 заявок и более 500 эскизов. Жюри оценивали эскизы и концепции в специальных формах. Оценка проводилась в соответствии со следующими критериями: концепция, визуальная проработка, работа с окружающим пространством (как работа встраивается в городскую среду) и портфолио художника (с точки зрения возможности реализации предложенного эскиза). Соответственно, после выставления оценок по каждому из критериев появился Лонг-лист, из которого уже совместно с Департаментом Архитектуры Южно-Сахалинска нами выбирались проекты для реализации в этом году. Концепции были очень разными, но в этом и была из ценность.
Одна из наших задач показать многообразие стилей и подходов в уличном искусстве. У нас есть и фотореализм, и абстракции, и монументальная живопись и примеры работы балонами.
Александр Демкин «Среди волн», 2024
Фотограф: Владимир Сотник
Кто состоял в жюри? И почему это важно?
Вообще опен-колл – более сложная форма организация проекта. Мне как куратору гораздо проще самому выбирать художников, работать с ними индивидуально в рамках заданных тем. Но конкурс безусловно имеет и свои плюсы, как, например, возможность для молодых художников попадать в проекты (и у нас такие примеры есть) и возможность объяснить выбор тех или иных участников. Когда выбор осуществляется единолично, его гораздо сложнее легитимизировать. А когда это коллективное решение от признанных экспертов, возникает гораздо меньше вопросов относительно того, почему именно этот художник или проект, а не другой. В нашем жюри были представители Высшей Школы экономики, урбанисты, архитекторы, кураторы и художники. Люди из разных сфер, но с большим опытом и уважением в сообществе.
Зачастую в процессе отборов произведений члены жюри могут быть не согласны с выбором своих коллег. Были ли работы, которые безоговорочно понравились всем?
Как я выше говорил, был сформирован Лонг-лист на основании оценок жюри – первые 15-20 проектов были выбраны практически единогласно, а остальные уже очень разделялись в зависимости от оценок каждого из 10 членов жюри. Хочется отдельно поблагодарить участников нашего экспертного совета за внимание к работам и за то, что они аргументировали причины своего выбора и оставили советы художникам.
Подготовите ли Вы карту размещения стрит-арт-произведений, чтобы людям было удобнее ориентироваться или как будет построена схема взаимодействия с местными жителями?
Да, по итогу проекта появится карта со всеми работами. Ее можно будет посмотреть на сайте. Также все работы будут с этикетками, где можно будет найти информацию о художнике и его произведении. Мы сейчас готовим экскурсии вместе с местными ребятами – у нас будет 4 маршрута. Экскурсии будут организованы совместно с туристическим информационным центром и министерством культуры сахалинской области.
Для нас очень важно доносить содержание проекта для местных жителей и гостей региона.
Антон Спутник «Красная строка», 2024
Фотограф: Владимир Сотник
Какую цель вы преследуете в этом проекте?
Целей много. Есть верхнеуровневые: это прежде всего развитие городской среды в контексте деятельности по благоустройству Южно-Сахалинска. Город становится комфортнее, интереснее для местных жителей и его гостей. Также это привлечение внимания к региону с точки зрения раскрытия его туристического потенциала. Появляются материалы и публикации, что означает, что всё больше людей узнает о Сахалине. Отметим, что город преимущественно сформировался в период массовой советской застройки и воспринимается плоским в визуальном плане. А работы художников создают точки притяжения, добавляют новые возможности взаимодействия и восприятия пространства.
На содержательном уровне мы работаем с историческим и культурным контекстом региона. Проект называется "Взгляды" не просто так – для нас особое значение имеет видение художника нашей истории, культуры и городской среды, выраженное в его работе. Каждая работа – это уникальный взгляд, раскрывающий особенности нашего города и региона.
Мне кажется, что именно культура позволяет идентифицировать себя с местом твоего проживания.
Это связь с родным городом, регионом. И когда человек может почувствовать и увидеть эту связь, он начинает планировать и соотносить свое будущее с местом своего нахождения. Учитывая проблемы оттока населения на Дальнем Востоке, мы верим, что работа с этими темами создает условия для закрепления жителей. Ведь когда мы закрываем базовые потребности (обучение, медицина, спорт и так далее) перед нами встает вопрос "Почему я живу именно здесь, а не в другом месте?". И вот тут нам помогает культура, которая отвечает на этот вопрос.
Также не могу не сказать о том, что уличное искусство является одним из наиболее эффективных инструментов для коммуникации между различными участниками городской жизни и позволяет создать плодотворную среду для развития креативных индустрий.
Мы сейчас очень часто говорим о важности креативной экономики, но для того, чтобы он росла, появлялись худодники, айтишники, видеографи, дизайнеры и т д, мы должны создать условия, правильную атмосферу. И вот тут как раз и хорошо работает стрит-арт.
Приезжают художники, создают работы, люди водят экскурсии, открываются кофейни, в них сходятся программисты и дизайнеры. И вот мы уже можем наблюдать развитие новых отраслей экономики. Таких примеров в мире очень много, уверен, что и мы при правильном подходе можем моделировать эти сценарии.
Мурал Виктора Нагорнова «Невельский. Плоды воображения», 2024
Фотограф: Владимир Сотник
Расскажите о временных рамках проекта, что будет осенью и планируете ли вы что-то в будущем?
Да, конечно. Осенью планируется несколько форумов и конференций на тему креативных индустрий, где мы будем рассматривать и этот кейс. А в следующем году, надеюсь, продолжить работу с городом в рамках нашей программы и начать помимо плоскостных работ на фасадах выходить на объем – реализовывать проекты современной скульптуры и инсталляций. Надеюсь, что осенью мы выйдем с новыми анонсами и переведем нашу работу в формате долгосрочной программы.
Comentarios