top of page

Анри Матисс и Лидия Делекторская – любовь вопреки всему

Казалось, у их отношений не было будущего – известный французский художник и никому не известная русская эмигрантка 22 лет. На момент их встречи Матисс был уже 39 лет женат на своей верной супруге Амели, которая воспитала ему двух сыновей и внебрачную дочь. Хотя художник предпочитал моделей южного типа, последние 22 года жизни его сердце принадлежало голубоглазой и светловолосой «Снежной королеве», как он называл Лидию Делекторскую. Это история о величии душ, о необъятной силе любви и об искусстве, которое исцеляет и переживает все невзгоды. 

Анри Матисс и Лидия Делекторская


Когда Лидии было тринадцать лет, ее родители умерли во время эпидемии тифа и холеры в Томске, где жила ее семья, и сестра матери решила увезти девочку в Харбин (Китай). Там, в возрасте 19 лет, она вышла замуж и уехала с мужем в Париж, но вскоре они развелись. Оказавшись в чужой стране без гроша и знаний языка, Лидия согласилась на временную подработку у художника: в это время Матисс активно трудился над панно под названием «Танец», которое было заказано Альбертом Барнсом. Картина имела довольно крупные размеры (примерно 5 на 10 метров), и ему был нужен помощник, который бы вырезал фигурки из цветного бумаги и перемещал их по живописному фону, создавая таким образом композицию. Лидия была совершенно далека от искусства и не имела малейшего понятия о мировой известности Анри Матисса.

Лидия Делекторская (фото, слева)

Анри Матисс “Синие глаза”, 1934 (Портрет Лидии Делекторской, справа)


Начиная с 1935 года Матисс написал тысячи портретов юной девушки. Помимо выразительной внешности, которая привлекала Матисса, Лидия обладала такими ценнейшими качествами, как рассудительность, порядочность, выносливость, безграничная преданность, аккуратность и тонкость во всем: Лидия стала незаменимым помощником в хозяйстве и самой настоящей музой. Анри был настолько заворожен ей, что его супруга Амели стала настаивать на том, чтобы сиделка немедленно покинула их дом. Однако спустя некоторое время супруга Матисса сама решила спокойно уйти.

«Каждый раз, когда я скучаю, я сажусь за портрет госпожи Лидии – и тоски как не бывало» Анри Матисс

Анри Матисс "Розовая обнаженная" (работа стала первым обнаженным портретом Лидии), 1935 (слева)

Анри Матисс “Лидия Делекторская”, 1940 (справа)


Они стали самыми близкими людьми друг другу, и казалось, что их ничего не сможет разлучить. Так и случилось: они пережили даже войну. По стечению обстоятельств Лидия стала единственной, кто оказался рядом с ним в трудные военные годы и помогал переносить ему все жизненные невзгоды. Однажды ей пришлось пройти 25 километров под открытым солнцем, чтобы передать издателю художника срочную посылку, когда отсутствовало транспортное сообщение.

Анри Матисс и Лидия Делекторская


Анри дарил Лидии свои работы, по две в год – на Рождество и на день рождения – таков был его язык любви. Он понимал, что Лидия – бедная девушка, лишенная родных и друзей, а его картины имеют высокую стоимость. Поэтому художник стремился позаботиться о её будущем. На одном из рисунков с ее портретом он написал: «Лидии, у которой нет крылышек, но которые она, безусловно, заслуживает. Мягкость и доброта. В знак уважения!». Но в силу своего воспитания Лидия не могла себе позволить таких подарков. Она покупала у художника некоторые его картины и рисунки и наотрез отказывалась от скидки, утверждая, что должна платить такую же цену, как и любой другой коллекционер. В итоге Лидия дарила их российским музеям – в общей сложности Лидия подарила ГМИИ имени А. С. Пушкина и Эрмитажу более двухсот картин, эскизов, рисунков, книг и скульптур Матисса. Издала его работы — два огромных каталога по полторы тысячи страниц, и организовала музей на родине художника в Ле Като-Камбрези.

Анри Матисс "Молодая женщина в синей блузе", 1939 (слева)

Анри Матисс "Портрет Лидии Делекторской", 1947 (справа)


Матисс часто соглашался работать без гонорара. Лидия бесконечно ценила в нем искреннее стремление помочь другим. Пабло Пикассо говорил, что в душе Матисса всегда светит солнце. В последние годы жизни художника именно Лидия поддерживала его, не позволяя опускать руки. Однажды она уверенно сказал Матиссу: «Завтра Вы попросите у меня карандаш и бумагу». Утром так и случилось: художник попросил карандаш и бумагу, стал рисовать, а на следующий день его не стало у Лидии на руках. Лидия сразу же покинула дом, забрав все свои вещи, не претендуя ни на его имущество, ни на место в его жизни. Она осознавала, что их история с Матиссом подошла к концу, её даже не пригласили на похороны. 

«В продолжение двадцати лет я была "светом его очей", а он для меня – единственным смыслом жизни» Лидия Делекторская

Анри Матисс и Лидия Делекторская


Все оставшиеся годы своей жизни она провела в одиночестве, полностью посвятив себя работе с наследием художника. Никто не смог занять место Матисса в её сердце. Лидия Николаевна покончила с собой в возрасте 84 лет. Её последним желанием стала записка с просьбой: «Прошу положить рядом со мной рубашку Матисса». А надпись на её надгробии гласит: «Анри Матисс сохранил ее красоту для вечности».


​​


0 комментариев

Comentários


bottom of page