top of page
Нина Маан

Хильма аф Клинт — первая художница-абстракционистка

Кто был первым художником-абстракционистом? Ответ не так очевиден, как можно подумать, потому что мире искусства основоположником абстрактного искусства обычно принято считать Василия Кандинского, однако это звание могла бы оспорить шведская художница, прославившаяся своими мистическими и зачастую непонятными для современников произведениями, Хильма аф Клинт.

Хильма аф Клинт (1862–1944) (около 1895) Photo: Solomon R. Guggenheim Museum, New York


Хильма аф Клинт начала создавать радикально абстрактные произведения в 1906 году – то есть значительно раньше, чем Василий Кандинский, Казимир Малевич и Пит Мондриан предприняли свои попытки избавиться от репрезентативности в искусстве. Клинт всегда демонстрировала свои новаторские работы исключительно в узком кругу.


Хильма аф Клинт «Group IV, The Ten Largest, No. 2, Childhood», 1907

Хильма аф Клинт «Group IV, The Ten Largest, No. 9, Old Age», 1907


Рожденная в Стокгольме Хильма происходила из аристократической семьи, в которой на протяжении семи поколений служили офицеры военно-морского флота. В детстве она освоила технику рисования и начала создавать наброски портретов в Технической школе (сегодня University College of Arts, Crafts and Design), а в возрасте двадцати лет стала одной из первых женщин своего поколения, принятых в Королевскую академию изящных искусств Швеции. 

Хильма аф Клинт, Королевская академия изящных искусств, Стокгольм

«Если я хочу показать мир таким, какой он есть, я должна его изобрести» Хильма аф Клинт

Хильма создавала свои произведения в эпоху революций во всех сферах, когда происходили невероятные научные открытия — появление квантовой механики и открытие делимости атома, первые публикации работ Фрейда о человеческом разуме и открытие теории относительности Эйнштейном. 

Хильма аф Клинт «Group IV, The Ten Largest, No. 7, Adulthood», 1907


Художница была убеждена, что миру физическому и материальному противопоставлен параллельный мир, наполненный духовными и конкретными силами. Кто бы мог подумать, что внезапная смерть её младшей сестры пробудит в художнице интерес к спиритуализму, эзотерике и теософии, благодаря чему сформируется её уникальный стиль. Во время учебы в Королевской академии изящных искусств в Стокгольме Хильма аф Клинт познакомилась с Анной Кассель, вместе с которой и ещё тремя единомышленницами они создали группу «De Fem» (с фр. яз. «Пятерка»), специализирующуюся на общении с «духовным миром», который вдохновлял их на создание произведений.


Зарисовки Хильмы аф Клинт


Каждую пятницу девушки читали Новый Завет, медитировали и проводили спиритические сеансы, тщательно записывая все свои «контакты с духами» и оттачивая мастерство в автоматическом рисовании и создании биоморфных форм. Именно это вдохновило художницу полностью посвятить себя живописи и начать работу над серией «Картины для Храма», что оказало позднее судьбоносное влияние на её жизнь.

Хильма аф Клинт работа №1 из серии «Голубь»


Удивительно, что с богатым портфолио, в котором находилось более 1200 картин и 125 записных книжек, Хильма аф Клинт оставалась неизвестной на протяжении очень долгого времени. Частично в этом виновата и сама художница: прежде чем уйти из жизни в возрасте 81 года, она запретила демонстрировать свои работы на публике на протяжении двадцати лет после её ухода, обосновав это решение тем, что этого времени будет достаточно для изменения общественного восприятия заложенных смыслов её работ, поэтому её произведения десятилетиями оставались скрытыми в подвале её семейного дома.

Хильма аф Клинт «Group X, No. 1, Altarpiece», 1915


Только в 1986 году работы и имя Хильмы аф Клинт впервые появятся на выставке «Духовное в искусстве — Абстрактные картины 1890–1985» в Музее округа Лос-Анджелес. С тех пор произведения шведской художницы можно было увидеть во всех европейских музеях. В 2013 году Moderna Museet в Стокгольме организовал её крупнейшую ретроспективу «Хильма аф Клинт – Пионер абстрации», представив в нескольких выставочных залах более 230 произведений Хильмы аф Клинт, а в 2018 году творчество Клинт получило мировое признание, получив поддержку от Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке – тогда произведения шведской абстракционистки можно было увидеть на её первой персональной выставке в США «Хильма аф Клинт: Картины для будущего».

Выставка «Хильма аф Клинт – Пионер абстрации», 2013

© Photo: Åsa Lundén/ Moderna Museet

Выставка «Хильма аф Клинт: Картины для будущего», 2018

Photo: David Heald © Solomon R. Guggenheim Foundation, New York.





















0 комментариев

Commentaires


bottom of page