С 21 ноября в Ruarts Foundation можно посетить новую выставку «Чересчур», ключевыми задачами которой является исследование «китча» как культурного феномена, выявление его характерных признаков и атрибутов образной системы, а также рассмотрение «китча» как феномена современности и его потенциала для художественной рефлексии и формирования идентичности.
Борис Гройс, анализируя классическое эссе Клемента Гринберга «Авангард и китч», отмечает, что искусство XX века пронизано повседневностью и утратой «ауры искусства». Если массовая культура обеспечивает удовольствие от повторяющихся шаблонов, то китч предлагает наслаждение от самих себя.
По словам куратора Алексея Масляева, выставка организована таким образом, что каждый раздел на трехэтажной экспозиции представляет собой «обещания» ощутить наслаждение от самих себя. Соприкосновение с работами позволяет посетителям погрузиться в гипнотическое состояние, когда «обещания» становятся реальностью. Выставка «Чересчур» не просто исследует эклектичность китча, но и создает уникальное пространство для размышлений о современности и о том, как мы воспринимаем себя и окружающий мир. При взаимодействии с искусством участники могут не только окунуться в увлекательный визуальный язык, но и найти возможность для глубокого самопознания и рефлексии о своей культурной идентичности.
Выставку открывает яркая светящаяся вывеска с надписью «Страшновато», по стилистике напоминающая ретро-табличку с эстетикой старых афиш цирков и кинотеатров. Вывеска олицетворяет собой человеческий страх невозможности совладать с чем-либо. Она словно арка, открывающая портал в мир китча.
Среди наиболее интересных работ, выделенных редакцией, можно отметить несколько произведений:
• Культовая, леденящая душу, работа AES+F “Who wants to live forever…” с принцессой Дианой, где на фоне играет одноименный шедевр британской рок-группы Queen
• Триптих современных художников Виноградова и Дубосарского «Новый год», при описании которого создается впечатление, что все предметы и персонажи трудно собрать воедино и описать то, что происходит на праздничном полотне
• Тему любви на выставке прекрасно раскрывает диптих Алины Глазун «Козлик» и «Зайчик», в котором использование уменьшительно-ласкательных, как и в отношениях между людьми, является одним из проявлением и выражением любви. Также рядом представлена крайне эмоциональная работа с текстами, специально написанными копирайтерами, от лица девушки к художнику молодому человеку. Все письма содержат шаблонные представления о романтической фигуре художника в коллективном сознании, включая типичные паттерны признания в любви к человеку искусства.
Петр Аксенов «Islamic still life»
Особого внимания заслуживает работа Петра Аксенова на четвертом этаже: большеформатный живописный холст, символизирующий иронию социума в его стремлении показать себя высокообразованным. Работа Аксенова является отражением устоявшейся концепции безупречного вкуса и принадлежности к элитарной группе, вписываясь в культурный ландшафт современности. Центральным элементом композиции является книга — один из основных символов интеллекта. Однако художник не ограничивается лишь этим образом: рядом располагается бюст, символизирующий искусство, но и этого оказывается недостаточно. Мы также наблюдаем антикварную чашку и вазу, воплощающие тот факт, что даже людям с тонкой душевной организацией не чуждо стремление к естественной красоте.
Алексей Масляев во время экскурсии по выставке предложил прекрасное упражнение на воображение: попробуйте поразмыслить и описать человека, который садится за стол ради чаепития, во что он будет одет, какая у него семья. Данное воображаемое описание на основе представленных на картине предметов, вызывает любопытство, поскольку китч — искажение человека в культурной идентичности, использование атрибутов высокой культуры, и самое важное — создание иллюзии статуса с акцентом на внимание к балансу между утонченностью и повседневной жизнью.
Куратор выставки Алексей Масляев ответил на дополнительные вопросы нашей редакции:
- Алексей, как Вы думаете, может ли выставка «Чересчур» сподвигнуть людей на исследование феномена китча в России или, может быть, даже в мире?
- Для выставки принципиально важно, что работы, которые здесь представлены, это не китч на самом деле, то есть это работы, которые используются для того, чтобы описать этот феномен. У каждой представленной работы есть характерные признаки и атрибуты, релевантные китчу как феномену. Это может быть как образность или принципиальный визуальный код, так и прием, который художники используют. Каждое отдельное произведение с выставки к китчу, в буквальном его понимании, может отношения не иметь, но скорее выступает тем элементом, который в итоге складывается в это описание. Если отвечать прямо на ваш вопрос, то все предпосылки для интереса к этому феномену дальнейшему, мне кажется, есть. Можно только держать пальцы скрещенными на этот счет.
- Есть какие-то персоналии, повлиявшие на формирование концепции выставки, может быть не только из искусства, а из мира моды, например?
- Определенно этих людей очень много. Есть направления развития этой темы, которые на выставке в полной мере не артикулированы. В большом культурном пространстве существует доминирующая культурная модель, но также, соответственно, есть явления и формы, которые воспринимаются совсем просто, как «дурновкусие». И появляется сообщество, где люди не ощущают никакой связи внутри себя и не соотносят себя с заглавной культурой. Одним из способов такого самоопределения этих сообществ становятся маргинальные, периферийные формы, когда появляются ценители дурного вкуса. Тогда дурновкусие переходит в иную, культурную плоскость, тем самым, мы обнаруживаем в таких китчевых формах невероятно освобождающий потенциал, потому что возможность сообщества определить себя — это чрезвычайно важный социальный инструмент.
Китч обращается к высокому искусству, опираясь на его визуальные коды, основанные на пластическом и визуальном языках. В отличие от авангарда, который представляет собой интерпретацию классических традиций, в китчевом стиле стилистические приемы базируются на высоком искусстве, но уже без глубокого сордержания. Таким образом, многие из представленных на выставке произведений объединяет характерная эклектика.
Выставка продлится до 11 мая 2025 года
Comments