top of page
Диалоги об искусстве

Беседа о сказках с Фаигом Ахмедом - участником выставки  "Русская сказка. От Васнецова до сих п


На днях жители России узнали, что режим самоизоляции, в связи с распространяющимся коронавирусом, продлится до конца апреля 2020 года. Эта новость коснулась и культурных институций РФ, в частности - музеев. 22 февраля 2020 года в Новой Третьяковке открылась выставка "Русская сказка. От Васнецова до сих пор", на которой наравне с полотнами Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Василия Поленова представлены работы современных художников. Она будет также закрыта до 30 апреля 2020 года. В одном из залов временной экспозиции находится произведение азербайджанского художника Фаига Ахмеда - "Liquid" ("Жидкость"). Мы решили поговорить с Фаигом о важности сказок в нашей жизни.

Фаиг Ахмед, «Liquid» 2014

Image courtesy Faig Ahmed Studio and Mona, Museum of Old and New Art.

Photo by Rémi Chauvin

- Фаиг, любите ли Вы сказки?

Фаиг Ахмед: Так как я художник, я постоянно занят аналитикой и созданием современных сказок, моё отношение к ним уже давно перешло в плоскость моей деятельности, потому что я их очень люблю. Конечно, как и все в детстве я любил сказки, но больше всего я был влюблен в «Алису в стране чудес». Но также важно помнить, что в нашем поколении сказки перешли в формат мультиков, и и мне особо нравился мультфильм "Тайна девятой планеты", где героиню тоже звали Алиса, и она также изучала невероятную Вселенную.

- Перечитывали ли Вы что-то уже во взрослом возрасте?

Фаиг Ахмед: Я считаю, что детские сказки должны быть частью формирования личности в детстве. Для взрослых есть очень много интересных сказок, поэтому на перечитывание детских не остается времени.

- Недавно на одной конференции по технологиям будущего спикер приводил примеры, в том числе про ковёр-самолет. Он говорил про то, что когда для сказок формировался этот образ - люди ещё даже не летали на самолетах. Голос, говорящий из предмета, например, скатерти-самобранки, очень напоминает современных голосовых помощников. Какой еще сказочный объект, по Вашему мнению, сможет ещё ожить в современной реальности?

Фаиг Ахмед: Да, согласен, что ковёр-самолёт и скатерть-самобранка были инновационными идеями своего времени, которые привели человека к осуществлению этих явлений в современной технологической реальности. И, действительно, сегодня, такие явления, как искусственный интеллект, полуфабрикаты, БАДы, летающие ранцы и борды – это всё реализация этих сказок. И так как сказки передаются из поколения в поколение, то сила, которая воздействует на нас, усиливается с каждым поколением до тех пор, пока мы не реализуем эти сказки. Реализуя это, человек и культура освобождаются от цикличного процесса воздействия прошлых неисполненных фантазий, создавая новые для будущих поколений. Все мифы оживут.

Фаиг Ахмед, «Manifested Consciousnesses» 2014

Image courtesy Faig Ahmed Studio

- Считаете ли Вы мифы и легенды древности - сказками?

Фаиг Ахмед: Конечно, но для взрослых. У сказок для детей и взрослых есть очень четкая функция в обществе - они не только сохраняют традиционный образ мышления и поведение, но и возможность развития общества. Мифы, как и сказки, задают вопросы, на которых нет ответа в настоящем. В каждой сказке есть свой герой, и он наделён определёнными качествами. Эти герои становятся образами, которые формируют нашу личность, начиная с полубессознательного периода жизни. И когда мы взрослеем, нам всё ещё нужны герои и их истории, чтобы продолжать обновлять собственную уникальную личность, которая создана из моделей поведения и характеров этих героев. Но если вопрос состоит в том, есть ли правда в историях и мифах прошлого, то я отвечу, что в них нет ничего, кроме правды, но есть бесконечные контексты восприятия правды.

- Вы много исследуете культуру и традиции разных стран, что Вы обычно изучаете ? Какой Ваш процесс познания?

Фаиг Ахмед: Я выделяю два способа изучения: внешнее исследование - научный метод, так как это самый точный психолингвистический инструмент познания, созданный нашей культурой, и внутренние исследования - методы духовных практик. Я изучаю духовные практики разных культур, и, так как это несистематизируемое знание, то познать это можно только переживанием опыта этого знания. Также я изучаю биологические и поведенческие основы этих опытов, что является вполне систематизируемым.

- Что из традиций прошлого Вы бы вернули в XXI век?

Фаиг Ахмед: Традицию понимать и уважать природу наравне с Человеком. Все остальные традиции или переработаны предыдущими поколениями, или же уже не особо актуальны. Но у нас есть попытки возвращать традицию в той форме, в которой она уже отработала свою роль, но подобные практики создают конфликты и компромиссы. Итог такой борьбы может укрепить иммунитет культурной самоидентификации, или уничтожить культуру вообще.

Faig Ahmed and Shift, 2014

Image courtesy Faig Ahmed Studio

- Наверное, Вы изучили невероятное количество символов и кодов, было ли у Вас желание создать свой словарь на основе своих знаний, который бы разгадывал загадки древности?

Фаиг Ахмед: Я думаю, каждый исследователь приходит к собственной азбуке. Я тоже над этим работаю.

- Какие Ваши основные принципы в создании произведений искусства?

Фаиг Ахмед: Я предпочитаю определять современную форму искусства как секулярный шаманизм - практика Шамана подходит для понимания деятельности современного художника. Художник следует по пути свободы, и практикует свободное видение мира, практикуя свободу. Функция этого процесса встроена в человеческую культуру с древних времен. Это проявлено в обществе в форме религий, учений и философий. Самая простая форма - это Шаманизм. Шаман лечит тело больного, освобождая его от болезней. Шаман не видит разницы между болезнью тела и мыслью. Каждый Художник активно работает со своим бессознательным, и чем глубже проникает в него, тем ярче видит коллективное бессознательное. В таком состоянии возможно видеть скрытую часть общества. Секулярный шаман лечит зрителей своим искусством, освобождая от конфликтов коллективного бессознательного,

- Как Вы считаете, что важно для художника современности?

Фаиг Ахмед: Самое важное для современных художников - это как можно чаще, вспоминать, что ничего не важно, даже их мнение, как и моё. (Улыбается)

- Какие виды искусств Вам близки? Живопись, танец, перформансы, театр, или, может, музыка?

Фаиг Ахмед: Всё эти дисциплины - изменчивые Тела искусства. Я учусь их читать, чтобы видеть неизменный Дух искусства.

- Что для Вас искусство?

Фаиг Ахмед: Искусство для меня - это быть Художником.

Интервьюер: Элен Рожнова

0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comentarios


bottom of page