«Две сестры – одна судьба» – так звучит лозунг фильма, вышедшего в 2018 году на больших экранах. «Две королевы» – кинолента, повествующая о сложных взаимоотношениях Елизаветы I и Марии Стюарт, о политических распрях XVI столетия, любви и предательстве. Первая – английская королева, вторая – шотландская, но они приходятся друг другу двоюродными сестрами, так же, как и их соседствующие страны. У обеих правительниц были свои трудности в жизни: у Елизаветы I не было детей, Мария всю жизнь боролась за свой законный английский престол, но её настиг трагический конец.
Мы же предлагаем, не углубляясь в историко-политический и религиозный контексты (теме конфликта католицизма и протестантизма в фильме уделяется достаточно времени), взглянуть на антураж, атмосферу киноленты, которые создаются за счёт прекрасных пейзажных ландшафтов Шотландии и, конечно же, с помощью архитектуры и интерьеров. Весь фильм построен на контрастах: восемнадцатилетняя прекрасная Мария, только что вернувшаяся на свою родину в Шотландию, и, достигшая почти тридцати лет, Елизавета, которая уже познала сложности управления страной. Мария, верящая в любовь, прощение, противопоставляется строгой и жёсткой Елизавете. Давайте взглянем на образы королев в живописи. В фильме есть сцена, в которой художник пишет маленький портрет Марии для того, чтобы отослать его двоюродной сестре.
Елизавета, разглядывая его, спрашивает у своей служанки: «Что ты о ней думаешь?», а та отвечает: «Мила, прелестна, если художник не лжёт». Королева добавляет: «И умна». Портрет, показанный в фильме, был специально создан для него, чтобы было сходство с актрисой Сиршей Ронан. Однако существует множество портретов Марии Стюарт, которые могли бы послужить прототипом для создателей фильма. Например, портреты кисти французского художника Франсуа Клуэ – выдающегося портретиста эпохи Возрождения при французском дворе. Первый выполнен, когда Марии было 16, а на втором ей 18.
Посмотрите на высокую степень детализации, с какой тщательностью прописано платье с роскошными жемчужными вставками, как реалистично выглядят уложенные волосы, в которых сияют большие жемчужины. На втором портрете Мария представлена в трауре по своему умершему мужу Франциску II. Вы, должно быть, удивитесь: почему королева в трауре, но одета полностью в белое? На самом деле, это традиция, существовавшая во Франции и Испании. Теряющая мужа правительница становилась «белой королевой» и должна была облачаться во всё светлое, обязательно покрывая при этом голову. Мария на портрете Клуэ даже в таком платье выглядит изысканно и роскошно. Только посмотрите, как тонко прописаны складки полупрозрачной ткани. Однако портреты довольно идеализированные – это традиционно для женских портретов, особенно в эпоху Возрождения. Черты её лица сглажены, белоснежная сияющая кожа, овальное лицо с вытянутыми пропорциями – всё соответствует тогдашним стандартам красоты.
Кадр из фильма «Две королевы»
Елизавета, в свою очередь, тоже посылает кузине портрет вместе с делегацией. Посмотрим на него и на реальные образы королевы на полотнах современных ей живописцев.
Мастерская ван дер Мейлена «Портрет Елизаветы I», 1562
Например, портрет, датируемый 1562 годом, - как раз то время, когда и происходит начало действия фильма. Картина, кстати, была открыта совсем недавно, в 2019 году: при реставрации портрета с изображением неизвестной девушки обнаружили слой, благодаря которому эксперты заподозрили личность Елизаветы I. Исследования доказали, что это действительно она. И теперь портрет, написанный мастерской Стивена ван дер Мейлена, считается одним из самых ранних изображений английской королевы. Ей 28 лет, она в расцвете сил, одета в модное платье. В те годы бурно обсуждалась тема скорого вступления королевы в брак, поэтому портрет демонстрирует её уверенность, здоровье и душевную силу.
На своих более поздних портретах, например, на портрете 1575 года, написанным неизвестным мастером, изображена уже сорокадвухлетняя женщина с болезненным видом, недавно перенесшая оспу. Это и стало причиной столь яркого макияжа и обилия пудры на её лице. Она уже не пышет здоровьем, её усталый взгляд и плотно сжатые губы демонстрируют жёсткость характера. Однако портрет выполнен всё так же изумительно точно: мастерски отточенная линия до мелочей изображает разные фактуры и материалы.
Неизвестный мастер «Портрет Елизаветы I», 1575
Так же сильно контрастируют королевские обители. Шотландия, с ее бескрайними полями и холмистой местность встречает Марию Стюарт холодным каменным замком под названием Блэкнесс (англ. Blackness Castle). Давайте заглянем внутрь этого сооружения, возведенного в XV веке.
Блэкнесс (англ. Blackness Castle)
Именно в этом интерьере Мария проводит своё собрание с первыми лицами государства. Зал, окруженный тяжеловесной каменной аркадой, плохо освященный, кажется холодным и предельно аскетичным. С помощью такого мрачного внутреннего пространства демонстрируются настроения в окружении новоиспеченной королевы: Марии никто особенно не рад.
Аркада с лапидарными толстыми колоннами и полуциркульной аркой с тремя профилями несёт на себе верхний ряд трёхпролётных арочек, рифмующихся с нижними. Хотя XV век – это время готической архитектуры, однако замок задумывался как фортификационное сооружение, потому и внутреннее пространство имеет такой внушительный и громоздкий облик, напоминающий скорее об ушедшем романском стиле.
Хардвик-холл (англ. Hardwick Hall)
Съёмки сцен с участием Елизаветы проводились, соответственно, в Англии, но в них поучаствовала далеко не одна постройка. Итак, по порядку. Фасад, который мы несколько раз видим в фильме – это Хардвик-холл (англ. Hardwick Hall). Он является одной из первых загородных королевских резиденций на севере Европы. Он не имеет фортификационного предназначения (не имеет укреплений), поэтому назвать его замком нельзя. Хардвик-холл – эталон елизаветинской архитектуры. Однако строился он примерно в 1590-е гг., в то время как действие фильма происходит на несколько лет раньше. Эта несостыковка не портит общего ощущения изящности, размеренности и спокойного ритма центрального фасада.
Построен он был архитектором Робертом Смитсоном, и представляет собой пример ренессансной постройки. Взгляните, сколько больших окон прорезает фасад. Стекло же в то время было большой роскошью. Неслучайно про дворец говорили: «Хардвик-холл больше стекло, чем стена». Сооружение было одним из первых английских домов, где большой зал был построен по центральной оси, а не под прямым углом ко входу. Каждый из трёх этажей имеет более высокий потолок, чем нижний. Это служило показателем статуса жильцов того или иного уровня: на верхних этажах (с самыми высокими потолками) обитала знать, а на нижних – люди низкого сословия или прислуга. Несмотря на светлость и просторность интерьеров Хардвика, внутри никаких сцен не снимали.
Хэддон-холл (англ. Haddon Hall)
За внутренние пространства отвечали ещё три архитектурных сооружения. Первый – Хэддон-холл (англ. Haddon Hall). Поместье было основано ещё в XII веке, но было несколько перестроено в XVI столетии, однако с тех пор не меняло своего внешнего вида, прекрасно сохранилось до наших дней и сейчас открыто для посещений. В фильме мы видим банкетный зал Хэддон-холла, соответствующий моде времён Елизаветы: протяжённый в длину, просторный светлый с большими прямоугольными окнами, обшитый дубовыми панелями и украшенный нервюрами на потолке, сложенными в витиеватый геометрический узор.
Кстати, в Хэддон-холе снимали множество других популярных фильмов, среди них: «Принцесса-невеста» 1987 г., «Джейн Эйр» 1996 г., а также «Гордость и предубеждение» 2005 г.
Сцена с Тайным советом Елизаветы, на котором она подписала приказ о казни Марии Стюарт снимали в Школе богословия Оксфордского университета. Его невероятные нервюрные своды отлично сочетаются с ещё одним интерьером – Глостерским собором (тем самым, о котором мы уже рассказывали в нашей статье о «Гарри Поттере»). Давайте ещё раз взглянем, какое невероятное впечатление производят готические своды, большие витражи в окнах. Всё создает ощущение величественности, вознесенности, стремления вверх, что особенно эффектно сочетается с образом Елизаветы I, такой же строгой, величественной и сильной.
Мир Марии более органический, немного хаотичный, грубый и тёмный, что по сути своей контрастирует с самой героиней – светлой и всепрощающей. А мир Елизаветы более формальный, симметричный и готический, демонстрирующий твёрдость её власти.
На примере фильма «Две королевы» можно убедиться, насколько важным является антураж и декорации, как архитектура, интерьер, декоративные элементы могут подчеркнуть особенности характера и даже «предсказать» судьбу героинь. Так что всем любителям красивых исторических фильмов этот фильм обязательно придётся по душе!
Автор: Войтова Ксения
Comments