top of page
Архитектурная кухня

Идеальный город в глазах архитектора XX века - Фрэнка Ллойда Райта


Идеальный город Пальманова, Италия.

Архитектор: Винченцо Скамоцци, XVI в.

Идея создания идеального города существовала всегда, многие философы размышляли о том, каким мог быть совершенный город – первым был Платон с его диалогом «Государство». Эта идея стала широко распространятся со времен Ренессанса и ярко воплотилась у ведущих умов Просвещения – Томаса Мора («Утопия»), Томаззо Кампанеллы («Город солнца»), Фрэнсиса Бэкона («Новая Атлантида»). В последующее время в большей или меньшей степени проекты «идеальных» городов разрабатывались Николя Леду, Ле Корбюзье, Говардом Эбенизером, Альбертом Шпеером, Генри Фордом. Даже в Советском Союзе с 1960-х гг. (аж до сих пор) разрабатывается модель идеального города, раскрытая в проекте «Новый элемент расселения».

Макет купольного здания для собраний в идеальном городе Германиа.

Архитектор: Альберт Шпеер, 1930-е гг.

В начале ХХ века среди многих писателей, художников и архитекторов эта мысль снова начала набирать популярность. Идея создания утопического, идеального города была одной из самых озвучиваемых и обсуждаемых.

Проблема роста плотности городского населения стала наиболее ярко выкристаллизовываться в ХХ веке. Из пригородов и деревень хлынул поток людей, желающий заработать, индустриализация достигла своего пика, строились дома, заводы. В искусстве одной из основных сюжетных линий всегда присутствовала тема человека и города - во все времена теоретиков искусства интересовало, как город действует на людей, как он разрастается, и как в нем уже исчезает место для индивида.

Фрэнк Ллойд Райт, крупнейший архитектор ХХ-го столетия во многом изменил наши представления об архитектуре, он был выразителем концепции «органической архитектуры», основателем которой был Луис Салливен. Райт был теоретиком этого направления, ратовал за идею открытого плана постройки. Но мало кто знает, что Райт был гораздо амбициознее, чем казалось – он работал над созданием плана нового города. Разумеется, сейчас в ХХI веке такие идеи вызывают ироничный смешок или удивление, но стремление Райта изменить всю сущность города достойно пристального внимания.

Фрэнк Ллойд Райт

В 1932 году Райт впервые выпускает книгу-манифест «Исчезающий город», которую переиздал в 2016 году Институт «Стрелка». В ней он представляет свой подробный проект по преобразованию концепции города – город будущего под названием «Акрогород». Этот город был воплощением справедливости, демократии, гуманности и свободы, где каждой семье в городе полагался минимум акр земли (0,405 га). В своем манифесте Райт подчеркивает разрушительную силу города, который вредит человеку своими арендными отношениями, вечной суетой, шумом, узенькими переулками, тесными квартирами. В таком городе человек становится рабом, который за крохотную комнатушку готов пахать день и ночь на радость арендодателю. Райт осознает проблему поглощения слабого человека мощным монструозным городом, поэтому предлагает создание города будущего, который, прежде всего, являет собой город для индивидуальности «как содержательной целостности человека» (Ф.-Л. Райт). Идеальным жителем для идеального города Райт видел персону, которая «сознательно или бессознательно» стремится к саморазвитию, для этого город будет ориентирован на личность и ее ценность. По идее Райта, человек формирует город, а не наоборот. В Акрогороде человек – хозяин своей жизни, он стоит с прямо разогнутой спиной, а не тяготится бременем аренды и кредитов. Новый город будет строится соразмерно человеку, архитектура станет «человечной».

Идеальный город Райта – Акрогород, 1932 г.

 

Рассмотрим по пунктам, каким все-таки видел Райт идеальный город.

Один из эскизов Ф.-Л. Райта.

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ РОСКОШИ И ГОРОДА БУДУЩЕГО

Райт предлагает развивать новую концепцию роскоши, то есть того, что среди большинства будет считаться престижным и приоритетным. Такая концепция развивается среди людей совершенно естественно, насильно не насаждается. Новой красотой теперь считается гармония и органичность, а новая концепция роскоши заключается в чувстве свободы, Город будущего – это современный город, он толкает своих жителей на саморазвитие. А идеал современности – это демократия, интеграция, органичность, соответственно, город будущего должен сочетать все эти три важных аспекта. В городе будущего техника и машины поставлены на службу человеку и используются разумно для высоких целей. Архитектура и земельные участки отныне понимаются как часть общего ландшафта. Здания строятся, исходя из соображений простоты, сбалансированности и идей новой красоты. Райт подчеркивает, что сейчас американские города (и, в принципе, все развитые капиталистические города тех времен, а сейчас, почти все мегаполисы) ориентированы на домовладельца, арендатора, а город будущего ориентируется, прежде всего, на семьи, на простого человека, которому теперь доступна земля.

ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА КАК ЧАСТЬ ЛАНДШАФТА

Это один из самых важных пунктов в проекте Райта. Райт, как известно, активно развивал идею органической архитектуры, которая воплощала гармонию между человеком и природой. Райт понимал, что в те времена (как и сегодня) архитектура стала украшающим элементом города, а она должна быть, наоборот, главной составляющей, градообразующей частью. Более того, архитектура должна будет выполнять роль каркаса современной цивилизации. Архитектура должна быть современной, ориентироваться на человека, его образ жизни и природу вокруг, то есть быть «естественно горизонтальной и органичной», как говорит Райт. Итак, какова же совершенная архитектура для совершенного города? Новая архитектура – олицетворение свободы человека, открытости, легкости, простора и силы. Она будет создаваться с применением стекла, стали, естественных материалов – дерева, кирпича, камня. Такие постройки гармонично сочетаются с ландшафтом, подчеркивают его особенности, уникальность, не мешают естественным изгибам рельефа. Больше никаких тесных и неудобных квартир, типовой застройки, жадных арендодателей, никакой коммерческой архитектуры. Отдельные жилые дома теперь составляют основу центральной части города, а многоквартирные высотки строятся исключительно в пригородах. Райт придавал современной архитектуре огромное значение. Архитектура ХХ века «сможет объединить аспекты строительства и дизайна, сможет создать каркас, фон, материальное воплощение эры технического прогресса» – считал архитектор. По сути, Райт грезил и пытался возродить идею совершенной архитектуры как высочайшего из искусств и красот, как это было в античности. Поэтому Райт создавал проект Акрогорода исходя из принципа архитектуры. Дороги – вены и артерии, здания – клетки, сады и парки – эпидермис и волосы – все будет конструктом, архитектурой нового города,

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ НОВЫЙ ДОМ?

Райт пишет: «Каждый человек будет иметь по акру родной земли, [и] архитектура станет служить ему [человеку] непосредственно, создавая соответствующие новые дома – не только в гармонии с конкретным участком, но и в согласии с индивидуальным образом жизни отдельного человека». У каждой семьи – свой собственный, просторный, прочный, визуально легкий дом. Постройка будет создана «с уважением к земле и природе». Стальные перекрытия будут дарить прочность и долговечность, стекло впустит свет солнца, позволит жильцам лицезреть вид сада, леса, рек и другой окружающей среды – «Дом станет садом, а сад – домом!». Высотки и многоквартирные дома теперь станут редкостью – вертикаль сменится горизонталью. Жилые дома будут располагаться недалеко от ферм, рынков, парков, школ и других нужных мест. Ничто не будет отвлекать от главного, в создании жилого здания применяется минимум деталей – все будет просто и лаконично. Принцип «владей и храни» сойдет на нет. Теперь, современный американский дом – это не бетонный гробообразный куб, а легкая, органичная постройка. Во многом этот принцип отражает реализованный Райтом проект «Дом над водопадом». Это идеальная постройка, перетекающая в окружающую среду и позволяющая природе влиться в пространство дома.

Ф.-Л. Райт. Дом над водопадом, 1936-1939 гг.

Дом станет более духовно значимым местом благодаря идеи свободного города. Феодальное «мой дом – моя крепость» сменится демократичным «мой дом есть залитый солнцем берег». В своем доме человек будет являться выразителем и выражением своего места в обществе и отношений с другими людьми; он сможет усовершенствовать свою землю как он захочет – возделывать, улучшать, выращивать. Внутри дома все бытовые приборы объединятся в единый модуль; они будут доставляться на дом жителю в полном комплекте и централизованно управляться. Человек наконец обретет свой идеал жилья. Он сможет ходить по просторному, залитому солнцем пространству в 10, а то больше футов. Этот дом будет принадлежать человеку по полному праву, не потому, что он выплатил ипотеку или взял кредит; дом не отберут за неуплату налогов или квартплаты. Легкость, просторность пространства, простота и лаконичность дизайна смогут пробудить в человеке настоящее воображение, он захочет жить и совершать новые дела. У себя дома человек станет господином, он почувствует настоящую свободу, будто бы он на природе. Теперь он будет владеть домом, просторным как природа, практически и духовно. И этот план действительно грандиозен.

ДОРОГИ И АВТОСТРАДЫ

Дороги, транспорт и технические постройки будут состоять в гармонии с зелеными насаждениями, лесами, реками. Дороги и автострады теперь будут основными архитектурными элементами города и пейзажа. Одна из главных проблем всех жителей крупных мегаполисов – постоянные пробки – будут ликвидированы как главный источник хаоса. Ликвидация принесет в городское движение гармонию и размеренность. Для защиты от снега вместо страшных противоснежных заграждений по обочинам будут высаживаться вечнозеленые растения (преимущественно, хвойные). Дороги будут иметь не менее трех полос, главные автострады – не менее шести. Озеленение мест, где располагаются придорожные заправки и другие технические и сервисные постройки, станет обязательным – все пустоты покроются густой зелени. Озера и реки также станут отличным способом передвижения и средством сообщения между водоемами и сушей благодаря наличия у большинства жителей моторной лодки.

МАГАЗИНЫ, ОФИСЫ И ФАБРИКИ

Фабрики и заводы переедут за город, в сельскую местность. Крупные фабрики будут разделены на небольшие модули, их рассредоточат по местности согласно новым эталонам пространственного плана. Кстати, важно упомянуть, что такая система мелких филиалов одной фабрики уже применяется в некоторых европейских странах. Централизация, согласно Райту, вредит жизни и, в целом, противоречит идеи Акрогорода. Офисы должны будут формироваться рядом с отделениями полиции и пожарных станций. Каждая организация – будь то магазин или суд – будет располагаться не в «расфуфыренных» зданиях, а в подходящих им. Работник компании, профессионал сможет теперь работать прямо на своей земле, в своем доме. Для осуществления этой задумки рядом с жилыми домами будут располагаться магазины, аптеки, студии, рабочие бюро, галереи. Райт считает, что такое модульное строительство поспособствует обогащению архитектурного комплекса и сэкономит нервы и время людей. Профессионалу надо помогать работать и развиваться в комфортных для него условиях, а не в душном и тесном офисе. Банки должны будут строиться в центрах скопления «бюрократических» зданий. Гигантские банковские здания, по замыслу Райта, смогут «съежится» до размеров сейфа. Магазины будут в основном строится вдоль магистралей. Постепенно небольшие магазинные точки превратятся в большие торговые центры. В комплекс торгового центра будут входить просторные парковки, кабаки, бары, рестораны, гостиницы. Работники таких торговых центров поселят максимум в 25 милях от работы.

НОВОЕ ОБЩЕСТВО: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЦЕНТР, НОВАЯ ЦЕРКОВЬ, НОВАЯ ШКОЛА

Общественные центры будут во всех новых городах; они выполнят функции образовательного и развлекательного центров. Расположатся они около автомобильных узлов, чтобы привлекать больше клиентов. Туда войдут гольф-клуб, зоопарк, клубы, художественные галереи, музей, театр, океанариум, планетарий, ботанический сад, которые объединятся в единый архитектурный ансамбль. Каждый такой центр будет абсолютно уникальным, он станет олицетворением лучших демократических идей без суетности и коммерции. Новая церковь утратит пустую сентиментальность; религиозные чувства станут глубже благодаря идее нового идеала, новой роскоши. Она примет внеконфессиональный характер. «Церковь Акрогорода, – пишет Райт, – будет встречей с красотой на глубинах и высотах духа», паломники смогут ощутить снизошедшее утешение и благодать, испытать неподдельные чувства. Что касается школ и университетов, то эта сфера тоже претерпит изменения. Школы будут создаваться по принципу «больше учителей, меньше учеников». Школа, рассчитанная на 47 человек будет уже считаться большой. Учебные заведения построят в самых прекрасных и живописных местах – садах и парках. Здания будут небольшими, одноэтажными, из стекла и стали; в них уместятся физкультурный и актовый залы, класс для занятий искусством, кухня и столовая. Каждая школа будет создаваться архитекторами и дизайнерами как настоящее произведение искусства – она воплотит идею индивидуализма. Каждому из учеников выделят небольшой кусочек земли, где они смогут выращивать цветы и деревья, а на детских площадках поодаль – играть и общаться с одноклассниками. Работа на земле даст детям шанс узнать нюансы в выращивании растений, обучение рисованию и проектированию поспособствует эстетическому образованию, развитию моторики, ориентации в трехмерном пространстве, формированию богатой фантазии. Все это сможет создать гармоничную личность. Райт считает, «визуально образованный – современно образованный!». Безусловно, это целиком и полностью утопический проект, который в начале 1930-х гг, увы, не мог быть осуществлен. Идея Райта о городе будущего для идеального человека будущего прозвучала в самом конце эпохи, когда утопия была главной целью людей, все стремились создать идеалы, будь то города или лекарства. Тогда европейская и американская культура получили слишком большую дозу утопических идей. Проблемы культур зрели как гнойник, и в итоге, ничем хорошим это не кончилось – экономические кризисы, Великая Депрессия, а затем приход к власти Гитлера и Вторая мировая война напрочь изменили облик человечества – вера в гуманную сущность людей была безвозвратно потеряна. Текст: Анастасия Бойе

0 комментариев

Comentarios


bottom of page