top of page
Искусство в кинематографе

Интерьеры в фильме "Золушка"


Поговорим о фильмах? Они могут быть интересны не только потому, что мы любим игру тех или иных актёров. Над каждым фильмом работает целый штат дизайнеров, которые занимаются костюмами, интерьерами и прочими мельчайшими деталями, которые создают магию кино. Из последних новинок стоит отметить Фильм «Золушка», снятый известным британским режиссёром Кеннетом Браной.

Как известно, для английской нации присуще трепетное отношение к родному дому. Недаром они говорят: "Мой дом - моя крепость". Жилище обустраивается постепенно, элементы интерьера собираются поколениями в течение многих лет, чтобы в итоге сложился пазл под названием идеальный дом. Практически с первых кадров «Золушки» мы видим сказочный замок с башенками разной высоты и конфигурации, такие любили строить в викторианскую эпоху, когда неоготика была официальным стилем.

Считая готику своим национальным достоянием, англичане создавали архитектуру без мрачного налёта средневековья: это было, скорее, трогательное воспоминание о балладах с рыцарями и прекрасными дамами.

Считается, что неоготика возникла в середине XVIII века в Англии, как один из способов проявления историзма в архитектуре. Эклектичные постройки возводились как в Европе, так и в России. Период можно охарактеризовать массовым обращением в историю архитектурных стилей. Но так ли на самом деле было в Англии? Ведь готическая традиция там была сильнее, чем в любой другой европейской стране. В английской архитектуре сложно заключить во временные рамки готику и отделить её от неоготики. Здесь все границы размыты настолько, что некоторые памятники можно приписывать сразу двум традициям. Интерес возник в момент, когда Англия, быстрее, чем когда-либо, испытывала воздействие континентального искусства и культуры: в ней проживало много иностранных художников и мастеров. Неоготика своим появлением в Англии во многом обязана Кристоферу Рену, который активно выступал за использование готических элементов, о чем свидетельствует строительство башни Тома в Оксфорде. Интересно, что этому мастеру также принадлежит холл Королевского военно-морского госпиталя в Гринвиче, который мы можем наблюдать в сцене "Принц занимается фехтованием".

холл Королевского военно-морского госпиталя в Гринвиче

Самой главной характерной особенностью неоготической архитектуры в Англии является её масштаб. В попытках возродить архитектуру времен больших соборов, которые величественно возвышались над городами, архитекторы обратились к малым формам. Строительство относительно небольших построек давало возможность легко вписать их в городскую среду. Таким образом внешний облик дома Эллы — это прекрасное воплощение традиции. Из реально существующих замков в качестве примера можно привести Aldourie Сastle.

Aldourie Сastle

Первое его упоминание относится к 1626 году, а во времена королевы Виктории в нём часто останавливались члены королевской семьи и её приближенные. Мы видим вертикальное членение фасада с помощью выделяющихся из общего объема круглых башен, эркеров, а также других элементов, как и в случае с домом Золушки.

Чудеса происходят не только снаружи, но и внутри. Убранство дома маленькой Эллы заслуживает внимания даже большего, чем дворец принца. Это связано с тем, что интерьеры королевского дворца выдержаны в одном стиле и являются олицетворением роскоши и власти, в то время как дом Золушки — это визуальная загадка, которую мы разгадываем на протяжении всего фильма. Поскольку о викторианском стиле речь у нас зашла уже в самом начале, стоит заговорить о нем ещё раз, только более подробно.

Интерьер замка Принца

Интерьер дома Золушки

Викторианский стиль появился в период правления королевы Виктории, — пожалуй, более всех остальных монархов любимой народом, о чем свидетельствуют многочисленные памятники в её честь даже в самых маленьких городах Великобритании. Викторианский стиль представляет собой смешение стилей предшествующих эпох, а также элементы декора, характерные для далеких стран. Это являлось следствием активного развития промышленности, торговли и роста колониальных государств. Обустройство дома превращалось в целую науку.

Главной особенностью дома викторианской эпохи является разнообразие интерьеров. Так, например, библиотека чаще всего будет в стиле неоготики — с крестовыми сводами и темными дубовыми панелями по всей поверхности стены, дамские будуары будут напоминать стиль времен Марии-Антуанетты, а кабинеты могут быть выполнены как в классическом стиле, так и ориентальном. При этом, огромное внимание уделяется не только общему виду, но и мельчайшим деталям.

Для английского дома характерна наполненность предметами декоративно-прикладного искусства: это могут быть подсвечники, вазочки, мелкая пластика, настенные тарелки, небольшие живописные произведения, миниатюры и так далее.

Это же мы наблюдаем в сцене, где Элла и её отец сидят в гостиной. Она за книгой на одном диване, а он с чашкой чая на другом, напротив неё. Камин является своеобразной отправной точкой. Мы не увидим ни одного английского дома с гостиной без камина. Именно поэтому у этой комнаты огромное значение, и она будет декорирована более роскошно, нежели другие помещения. Гостиная — это центр дома, именно здесь люди будут проводить большую часть своего времени, на что указывают стоящие друг напротив друга диваны. Ещё ближе к очагу находятся кресла с мягкой обивкой. Расположение мебели предполагает приятное времяпрепровождение и диалог тет-а-тет. Если взглянуть на кадр, то станет понятно, что левая сторона является практически точным повторением правой. Копирование элементов декора начинается со стены. Как уже было сказано выше, камин — центр, на нём часы, которые франкируют пары канделябров и китайских ваз. На стене (над камином) — картина и зеркало, объединенные одной рамой, а по сторонам — по три настенных тарелки. Разнообразия всей поверхности придают два полотна разных, горизонтального и вертикального, форматов.

Среди ведущих профессионалов, занимавшихся созданием этого волшебного мира «Золушки», можно назвать Данте Ферретти, который за свою длительную карьеру работал художником-постановщиком во многих голливудских картинах. Талант Ферретти подтверждается тремя премиями «Оскар».

Рассмотрим ещё несколько помещений. В кабинете царит полумрак, в котором просматривается диковинная клетка для птицы, больше напоминающая уменьшенную копию конструкции готического собора — весьма распространенное решение для этого предмета в викторианское время. Комната наполнена книгами, на столе мы видим глобус и множество карт, это указывает на деятельность отца Эллы, нередко уезжавшего в далекие края. Путешествия, открытия, знаточество у англичан в крови, и мы видим тому подтверждение.

Интерес к ориентальному искусству проявляется и в живописи 19 века. Например, художник Джеймс Уистлер (1834-1903) в своей живописи не раз обращается к восточной теме. В 60-х годах начинается его увлечение японским искусством, чему способствует поток гравюр из Японии. Картина «Золотая ширма» 1864 года — прекрасный пример для сравнения с произведениями из «Золушки». В фильме также можно отметить обращение к французской живописи. Взглянем на следующий кадр. Мы видим произведение небольшого формата нежной цветовой гаммы. Сюжет очень прост: девушка, изображенная в профиль, пускает мыльные пузыри — прекрасная аллюзия на Шардена (1699-1779) и его работу «Мыльные пузыри» 1739 года. Легкости кадру придают множественные цветочные мотивы, которые мы можем обнаружить в переходных зонах: например, шелковые обои нежно-желтого цвета со скромным растительным узором. Пастельные оттенки лучше всего подходят для создания мягкого и романтичного сказочного образа.

Несмотря на преобладание цветочной темы, во всём пространстве улавливается чувство симметрии и законченность дизайнерского решения. Кухня, находящаяся в цоколе, — само олицетворение уюта. Каменные стены едва просматриваются через висящую на крючках медную французскую посуду. Стоит отметить, что производство таких изделий процветает и по сей день: взять к примеру известную французскую фирму Mauviel.

Спальня сестриц Эллы представляет собой буйство красок — словно пребываешь на празднике Холи. Синие обои с цветочными мотивами, а также французские цветные гравюры с карикатурным изображением кавалеров и дам, как раз под стать обитательницам покоев.

Замок Принца

Цвингер в Дрездене

Сан-Суси

Такое прекрасное воспроизведение викторианского дома Золушки контрастирует с барочным фасадом дворца принца, напоминающим нечто среднее между Цвингером (1711-1728) Маттеуса Даниэля Пёппельмана в Дрездене и Сан-Суси (1745-1747гг) Георга Венцеслауса Кнобельсдорфа в Потсдаме. Восприятие архитектуры зрителем - сложный процесс.

В жизни архитектуру и интерьеры можем не только осязать, но также слышать и чувствовать запах, а на экране мы воспринимаем всё как живопись или любое другое изобразительное искусство. Такое пространство призвано привлечь внимание зрителя к истории главной героини. Создание образа Золушки происходит одновременно с изучением пространства дома, как странно бы это не звучало. Попадая в абсолютно разные, но при этом связанные одной идейной линией комнаты, мы параллельно становимся свидетелями рассказа о героине. Золушка является персонажем, чью историю хочется увидеть, поэтому не случайно был выбран викторианский тип дома, который способен показать сказку. История Золушки напоминает традицию, которую пытаются воплотить в свадебном платье: что-то старое, что-то новое, что-то голубое и что-то, взятое в долг. Поэтому задача специалистов заключается в создании наиболее визуально воспринимаемого образа. Безусловно, Данте Ферретти и его команда справились со всеми стоящими перед ними задачами, а результат оправдывает ожидания не только любителя, но и профессионала.

0 комментариев

Comments


bottom of page