Максим Боксер – коллекционер искусства Серебрянного века, основатель галереи Russian Morden & Contemporary Art Maxim Boxer. Для него антиквариат — это профессия, а современное искусство - хобби. Коллекцию и свои проекты он создаёт по велению души, спонтанно и абсолютно без привычной логики, возможно, поэтому они и становятся успешными. Ведь в современном мире важна идея и смелость воплотить её в жизнь. У Максима Боксера есть идеи и кураж пробовать всё воплощать в жизнь. Про все его проекты можно было бы рассказывать долго, но мы решили сфокусироваться на самом неожиданном и смелом, созданным в фейсбуке, проектом «Шар и Крест».
Максим Боксер
Фото: Роман Цурцумия
- Какую идею Вы преследовали изначально, когда Вы создавали группу? Или это больше социальная миссия?
- Всё создавалось по наитию. Эту группу я задумал как миссию общения. Для меня было важным, что она окажет материальную помощь и отвлечет от происходящего, в том числе и меня самого. Но когда она появилась – оказалось что ее функции и значение существенно больше тех , о которых я думал и которые закладывал, создавая. Планировал торговую площадку, а создал Братство.
- Когда Вы создавали группу, были ли у Вас сподвижники? Может быть, какие-то договоренности?
- Нет. Ничего не было и я даже ни с кем не советовался. Утром проснулся, обуреваемый идеей, и с ней ходил целый день, потом уже вечером, в ту минуту, когда в голове всплыло название «Шар и Крест», я понял, что это ОНО - сел и впервые в жизни создал группу в Facebook. Это было достаточно странное состояние, да и, в целом, это была странная история для меня - я не компьютерный человек и не сетевой, но вдруг сел и стал писать правила, делать картинку профиля.
- Была ли одной из целей этой группой создать Новое Сообщество?
- Нет, я это делал для существующего сообщества художников, моих друзей. Это всё случилось тогда, когда закрылась на карантин очень важная для меня выставка моей коллекции в Фонде In Artibus.
Выставка в In Artibus Fondation "Мечты коллекционера. Wish List Максима Боксера"
Фото: Роман Цурцумия
Выставка сложная, на ней должна была быть смена экспозиции, к участию были привлечены разные фундаментальные собрания, в том числе музейные. И я был просто ошарашен произошедшим. Мы стали думать с моей сотрудницей – что мы будем делать, как будем освещать выставку, какие у нас есть материалы. И, конечно, в голове крутились люди, которые должны были быть объединены этой выставкой. Несмотря на то, что выставка должна была представить работы Рубежа Веков, Эпохи Модерна, там также задумывалась часть современной экспозиции, даже были запланированы и совсем актуальные истории, например, со студентами школы Родченко. Вокруг всего этого большое сообщество людей, которые должны были участвовать, возможно поэтому у меня и возникла мысль создать «Шар и Крест» для этих людей, а когда жизнь в группе забила ключом - оказалось, что людей существенно больше, в географическом плане в том числе. Проект охватывает не только мировые культурные столицы, как Москва, Санкт-Петербург, Лондон, Париж, Берлин, но и регионы. Появились художники из Сибири, Липецка, Воронежа, из самых разных уголков страны – люди, которых мы никогда не видели на нашем столичном поле. Они получили шанс выставляться с мэтрами и быть увиденными коллекционерами. Важно, что с самого начала знаменитые и очень успешные художники почувствовали импульс и настрой нашей площадки. Для них «Шар и Крест» стал своего рода альтруистическим проектом, они работают специально для этой истории - специально создают и выставляют картины по невысоким для их работ ценам для того, чтобы поддержать братство художников, а на деньги от продажи – покупать работы других художников.
Работы, принявшие участие проекте "Шар и Крест"
Все условия функционирования группы, которые прописаны сейчас, были созданы сразу и с единственной целью - чтобы каждый участник себя чувствовал хорошо, приятно, уютно. За всё время я внёс только одну поправку - чуть поднял планку цен. В результате появилось много новых коллекционеров в том числе из среды самих художников – из людей, которые раньше ничего не покупали. Это обусловлено разными факторами, например, низкой ценой риска - покупать оказалось легко и не страшно. Во-вторых, у людей появилась насмотренность - тут рождается какая-то магия, когда листаешь длинную ленту с работами – то становиться легче понять, что нравится, а что нет. Этот современный ход позволил им раскрепоститься и расслабиться, и новые покупатели начали принимать решения моментально и с лёгкостью, как заправские дилеры где-нибудь в залах Дрюо.
- Получается, что этот проект для Вас – это полноценная ежедневная работа? А сколько человек работает с Вами?
- Да, это постоянная, непрерывная работа, один человек всё время работает в самой группе в качестве модератора, отвечает на бесчисленные вопросы, объясняет детали. Мой помощник по галерее, художник Мария Бавыкина, тоже частично вовлечена в проект. Еще пришлось взять хранителя для работы с вещами фонда. Создаём рабочие места. В качестве кураторов выступаю я и мой друг, художник Иван Лунгин, который иногда заменяет меня для модерирования ленты, то есть мы являемся тем ситом, через которое проходят абсолютно все произведения. Мы относимся к этой истории, как к кураторской постоянно действующей выставке - для нас важно, что туда попадает. За счёт такой живой выставочной ленты проект остаётся азартным и интересным. Поэтому подменить модератора – не просто. Есть активные участники группы, которые помогают изнутри - обращают внимание на какие-нибудь ошибки и неточности.
Кроме того, мы начали ещё один маленький, но интересный проект внутри группы под названием «Выбор куратора» В течение двух недель искусствовед, куратор Музея Гараж, Андрей Мизиано, будет выбирать и покупать для фонда «Шар и Крест» работы художников, на которые, по его мнению, стоит обратить внимание. Мы договорились о том, что стоимость приобретаемых произведений не будет превышать 3.000 рублей всего на сумму 40.000 рублей. Его цель – собрать виртуальную тематическую экспозицию, которая, вероятно, после карантина получит материальное воплощение.
На этой виртуальной выставке небольшой коллекции Андрей расскажет нам о том, какая идея и какие принципы лежали в основе его выбора. Затем подобный блок будет собирать другой куратор. Надеюсь, когда мы доживём до большой выставки, она окажется отражением жизни и взглядов художников и искусствоведов в трудный период пандемии. Но искусство, как известно, спасает мир.
- У Вас, получается, только один выходной в неделю?
- Формально, у группы – да. Но у меня нет выходных. Я никогда в жизни столько не работал, как во время карантина. К тому же, нужно постоянно освещать выставку "Мечты Коллекционера " в In Artibus, в рамках которой мы записываем онлайн-беседы с разными интересными людьми. Для меня это хорошо, не остается времени на то, чтобы читать новости, а самое главное я все время чувствую, насколько это дело нужно людям.
- Вы просматриваете огромное количество работ каждый день. Нет ли у Вас перенасыщения?
- Перенасыщения нет, абсолютно не устаю, привык, всю жизнь смотрю в большом количестве искусство. И мне любопытно. Но я устаю физически. Иногда приходится сглаживать разные ситуации, в любой группе такого масштаба всегда возникает напряжение, которое хочется сгладить.
- Помимо работ, которые попадают в ленту, Вы одобряете новых участников группы. Какими критериями Вы руководствуетесь? Бывает, что кого-то Вы отклоняете?
- Крайне мало. Я ввёл в какой-то момент вопросы-просьбы для вновь вступающих в группу, которые стимулируют к активному участию:
-прочитали ли Вы правила?
-подписались ли Вы на Instagram?
- Примерно какой прирост людей был вначале и как он изменился сейчас? Сейчас в группе состоит больше уже более 10 000 человек.
- Удивительно, график, который строит фэйсбук, показывает очень стабильный рост числа людей.
- Есть ли у Вас какая-то ещё статистика?
- Статистику пытаемся вести, но для этого точно нужен отдельный человек. Меня интересуют новые коллекционеры, их можно легко в ленте распознать. Это приятно, когда они появляются и радостно информируют всех о своих приобретениях. Это одно из правил – что нужно показать, то, что ты купил. Мы пытаемся вести учёт, но сил немного и учёт получается недостаточный.
- Есть ли у Вас понимание, какая разница в цене при продаже произведений у Вас в группе и в галерее?
- Я не знаю, по каким ценам эти художники продаются в галереях. Но недавно мы сделали благотворительный аукцион для того, чтобы помочь Фонду «Лавка радости» и для того, чтобы показать сколько реально стоят работы этих художников. Там были выставлены вещи более значительные, чем обычно выставляются в группе. Аналогичная работа Айдан Салаховой была продана в 10 раз дороже, чем та графика, которую она обычно выставляет в группе. Работа Гоши Острецова ушла за 100.000 рублей. Но это тоже не показатель, это всё же был благотворительный аукцион.
- Как Вы видите эволюцию группы в постпандемическом контексте?
- В планах — превратить «Шар и крест» в онлайн-платформу, которая станет местом встречи художников, коллекционеров и галеристов. Идея очевидная, но это уже серьёзный бизнес и совершенно другой разговор.
- Когда Вы планируете трансформировать группу?
- Пока не знаю.
- Группа отвечает насущной потребности в данный период, но в то же время она может послужить развитию «неофициального» рынка. Как Вы считаете, может ли это сказаться на покупках в галереях и оказать пагубное влияние на развитие рынка?
- Как Вы думаете, можно ли говорить о пагубном влиянии, когда на рынке уже появилось больше ста человек, которые начали покупать искусство впервые? Сто новых коллекционеров за полтора месяца! Есть разные слои рынка. Что касается фундаментальных, крупных и соответственно дорогих вещей – то тут без галерей дело не обойдётся. В этой группе есть очень много богатых людей, которые почти ничего не покупали, а здесь они начали покупать по 10 вещей в неделю. Я считаю, что главное достоинство группы – она развивает «насмотренность», вызывает привычку покупать, подсаживает, если угодно. В обычных условиях посмотреть такое количество работ у них нет возможности, как и осуществить так быстро покупку. Они понимают, что они хотят. Наши галереи, за небольшим исключением, устроены так, что они ориентировались на слишком состоятельную публику и жили разовыми продажами. Но мне кажется, что надо перестраиваться.
- Получается, проект стал социально значимым. И с точки зрения отвлечения внимания от негативных новостей, и с точки зрения образования?
- Да, ещё один момент поразил своей неожиданностью – образовательным аспектом. Некоторые продавцы снабжают свои картинки историями. Например, Фонд Лабаса продает работы совсем дёшево и при этом они пишут к ним истории, знакомят с его творчеством. Кто-то, купив картинку, рассказывает что-то интересное, и мы стараемся на странице галереи Maxim Boxer Gallery размещать такие истории о группе «Шар и Крест». 3 апреля 2020 года, когда создавалась группа, я не мог предположить, что это станет такой разносторонней историей.
- И последний вопрос - что для Вас искусство?
- Для меня – это «Шар и Крест». В данный момент. (смеётся)
Интервьюер: Элен Рожнова
Comments