top of page

Исследование степени заинтересованности россиян в современном искусстве

Ни для кого не секрет, что многие из нас испытывают некоторые трудности с пониманием современного искусства. Центр социального проектирования "Платформа" в августе 2020 года провел исследование о роли современного искусства в обществе. В его ходе были использованы данные онлайн-опроса, в котором приняло участие 1000 респондентов старше 18 лет, проживающие в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Также были проведены 14 экспертных интервью с представителями современной культуры - художниками, скульпторами, галеристами, искусствоведами и кураторами, а также индивидуальные биографические интервью с любителями современного искусства. Исследование показало, что россияне интересуются современным искусством, но испытывают трудности с его пониманием.

Работы Алиции Кваде на персональной выставке в Кёниг галерее, Берлин, 2018

36% опрошенных интересуются современным искусством, среди 18-24-летних таких 59%. Помимо возраста интерес к искусству связан со средой, воспитанием в семье, опытом художественного образования, доходом и проникновением искусства в городскую среду, повседневную жизнь горожан. Также исследование выявило, что чем выше достаток человека, тем больше он интересуется современным искусством (28% малообеспеченных и 52% тех, кто не стеснен в средствах). Современное искусство наиболее всего отвечает запросу аудитории, которая ищет в произведениях проблемность, критичность, актуальность, вызов. Современное чаще не нравится тем, кто оценивает искусство с точки зрения гармонии, требует от него только красоты, ищет в искусстве отвлечения.


Джексон Поллок «Люцифер», 1947 Смешанная техника. 267,9 x 104,1 см Стэнфордский университетский музей и художественная галерея, США

Стереотипность мышления зачастую мешает трезво оценивать работы современных авторов, но, несмотря на это, могут вызывать большой интерес и симпатии, например, 87% нравятся наиболее известные работы британско-индийского скульптора Аниши Капур, 57% – Джексона Поллока. Больше всего население ценит работы современного искусства, обладающие высокими изобразительными характеристиками и объекты, вписанные в городское пространство. В восприятии населения современное искусство проигрывает классическому. У современного искусства как целого сформировалась неоднозначная репутация, вызванная наиболее одиозными или сложными работами.


Аниш Капур, Sky Mirror, 2018 © Anish Kapoor and Lisson Gallery. Image by Pete Huggins. All rights reserved, DACS 2020


У современного искусства в целом сформировалась неоднозначная репутация, вызванная наиболее провокативными или сложными для понимания работами. Широкую аудиторию от современного искусства отталкивает непонимание, которое можно разделить на несколько типов – отторжение, недоумение, отсутствие культурного контекста. 43% считает, что современное искусство непонятно. Эксперты выделяют 4 ключевых фактора, сформировавших репутацию современного искусства: намеренная провокационность (стремление художника шокировать аудиторию), политизация (использование искусства как инструмента политического протеста), ценовой шок (освещение в СМИ аукционных рекордов), разрыв в культурных компетенциях (несовпадение языков, на которых говорит публика и художник при отсутствии интерпретатора, «переводчика»).


Работа Бэнкси на одном из фасадов домов в Венеции, 2019

Ключевая проблема заключается в том, что значительная часть аудитории не видит современного искусства. 65% не смогли назвать ни одной работы или автора, которые ассоциируются у них с современным искусством, а среди самых часто называемых – Бэнкси (6%) и Казимир Малевич (4%). В средах, связанных с развитием искусства, звучит запрос на поиск пути к широкой аудитории, подходов к ней, средств популяризации актуальных художников и их работ.


Казимир Малевич "Белое на белом", 1918

холст, масло. 79,4 × 79,4 см

Нью-Йоркский музей современного искусства, Нью-Йорк


В обществе наиболее распространено утилитарное отношение к искусству как способу отвлечься (22%) и как к источнику позитивных переживаний (30%). При этом особенности функционирования арт-среды - с одной стороны, и ее освещения в медиа - с другой, создают у современного искусства образ сложного, иногда шокирующего и агрессивного явления. Это отталкивает аудиторию, ищущую в искусстве способ отвлечься от повседневного ритма жизни.


Стереотипы развиваются в отсутствии реального опыта контакта с современным искусством в его разнообразии. Особенности запроса на искусство широкой аудитории задают два направления работы по его популяризации:

  • насыщение искусством общественной среды, его проникновение в повседневную жизнь;

  • расширение опыта, представлений о вариативности современного искусства, различных стилистиках, которые, в том числе, отвечают запросу аудитории, ищущей «дружелюбного» искусства; стратегия популяризации современного искусства, основанная на сочетании просвещения и опыта.

Выявленная в ходе экспертных интервью проблема популяризации современного искусства –сведение его к музейной экспозиции. При этом чаще всего столкновение с искусством происходит не в музее, а в городском пространстве (55% опрошенных). Даже не проявляя самостоятельного интереса к искусству, человек интересуется разными областями культуры (кино – 54%, музыка – 50% и т.д.). 55% опрошенных покупали за последние пару лет декоративные элементы для дома. Через эти области современное искусство может входить в жизнь. Поэтому условием популяризации современного искусства становится создание устойчивых и разнообразных форм его монетизации. Выделяется несколько трендов: произведения в доступных для массового покупателя формах сетевая монетизация, насыщение искусством публичных пространств за счет муниципального и корпоративного заказа. С другой стороны, у значительной части опрошенных выражен интерес к тем или иным форматам знакомства с искусством: 37% хотели бы посетить выставки в сопровождении легкого доступного рассказа, 35% побывать в мастерской художника, 24% поучаствовать в мастер-классе. Эксперты отмечают большую роль арт-пространств, таких, как музей «Гараж», ЦСИ «Винзавод» и других арт-институций, а также образовательных онлайн-площадок в популяризации искусства в последние годы. Однако проблема заключается в том, что аудитория поклонников современного искусства в значительной степени воспроизводится. Стоит задача расширения аудитории в том числе за счет тех, кто пока не нашел с современным искусством "общего языка". Одна из причин состоит в том, что на рынке современного искусства Россия занимает достаточно скромное место. Во-первых, в последние годы наблюдался определенный откат, спад интереса к происходящему в стране после небывалого внимания к России конца 1980-х. Во-вторых, в снижении интереса видят следствие текущей международной репутации России. При этом у современных российских художников есть огромный внутренний рынок, в значительной степени неосвоенный.

0 комментариев

Comments


bottom of page