Недавно Artsy опубликовал интересную статью о возрождении роли декоративного-прикладного искусства в современности. В последние годы художники очень часто стали выбирать медиа, относящиеся к ремеслам и предметам дизайна, которые сейчас продолжают привлекать внимание всего мира искусства. Ведущие учреждения культуры, галереи и аукционные дома освещают новые разработки в области керамики, текстиля, мозаики и многого другого. Между тем, в музее Уитни уже есть целый этаж, который отдали под выставку «Делая узнаваемым: ремесло в искусстве, 1950–2019 гг.». Она охватывает часть постоянной коллекции музея и повествует о том, как художники исследовали и экспериментировали с материалом, методами и стратегиями ремесла за последние семь десятилетий.
Так в Германии, в городе Халле-Заале (Halle-Saale) в Университете искусства и дизайна „Бург Гибихенштайн“ (Burg Giebichenstein) в подразделении текстиля несколько лет назад также произошло глобальное изменение благодаря профессору Ульриху Раймкастенем (Ulrich Reimkasten). Университет долгое время находился под сильным влиянием Баухауса, поэтому несложно догадаться, что его основная специализация концентрировался на функционализме. Ульрих решил преобразовать факультет и внести поэзию живописи в новое пространство текстиля и гобелена, а также расширить границы техник и материалов, используемых на факультете. Многомерное пространство живописи здесь как-будто трансформирует традиции древних культур ткацкого мастерства, выводя их из статуса прикладного зодчества. В новом свете гобелены и ткани представляют своеобразный гибрид объекта и картины.
Так художников, которым было тесно работать в рамках живописи и графики, отправляли учиться на новый факультет Текстильного искусства, где они осваивали все заново - от техник плетения гобеленов и ковров до современного «рисования на холсте нитками» - тафтинга. История тафтинговой технологии берет свое начало в 1950-х гг., когда американский инженер Коббл спроектировал машину для поточного производства ковров иглопрошивным методом. Эту технологию активно использовали для производства домашних ковров, а теперь ее во всю пользуются художники.
Caroline Achaintre, AstraY, 2014.
На факультете Тафтинг сравнительно недавно вместе с новым преподавателем факультета появилась художница - Caroline Achaintre. Она живёт и работает в Лондоне, а её 2 работы находятся в коллекции TATE. Она привнесла на факультет новую увлекательную технологию, в которой уже активно работают молодые художники.
Наталья Шумская, Шаман /Sch_Man , 2017. (техника: гобелен)
Натали Шумская, наша соотечественница, которая окончила Суриковский, а с 2013 года обучается в университете „Бург Гиебихенштайн“ рассказала о своей работе в новой технике: «Тафтинг – это сплошная животная страсть к шерсти. Она живая, она пахнет, она манит к прикосновению. Она теплая. Она пахнет молоком, землей. Говоря об этом, вспоминается фильм – «Цвет Граната» Параджанова, где овца играла жертвенность. И кровь и шерсть играли символическую роль – жертвенности, страсти, вовлеченности в процесс.» Натали уже несколько лет плетет в Германии свои гобелены-ковры, на создание которых уходит от 3-6 месяцев. С помощью них она рассказывает свое многослойные истории, которые переплетаются с помощью нитей в единый портрет крыла бабочки или одеяние шамана.
“Нитка – это абстрактная точка, растянутая во времени, несущая за собой информацию света. Она имеет только один свой характер, но при совокупности взаимоотношений – они (нитки) творят ландшафты, глубину. Отталкиваясь от момента к моменту – создают мелодию, что в конечном итоге выходит в гармонию Абсолюта. Завершенности. Ковер имеет свою цель, ценность в цельности самого себя”, - Натали Шумская.
Наталья Шумская "Cocoon", 2018. (Техника: гобелен)
Все художники словно заново рассказывают историю ткацкого искусства, вплетая новые символы и проблемы современности. Через живой материал нитки они создают новые многослойные, многосложные загадки мира и человека, так как они это видят и чувствуют.
Rebecca Hilser, Без названия, 2020.
Немецкая художница Ребекка Хилзер (Rebecca Hilser) рассказывает в своих работах истории «Человека», создает его собирательный образ, который живет и изменяется в пространстве и времени. Из силуэта, который очерчивался в начале пути – может остаться всего лишь одна линия: «Часто меня спрашивают, что я хочу выразить своим искусством. Мое искусство в каждой прострочке и штрихе, и я хочу, чтобы его открывали снова и снова по-разному. Неважно, как и каким образом. Все, что я могу сказать, это то, что весь опыт накапливается во мне, пока я не отпускаю его в свои работы и он находит отражение в форме моих работ. В моих работах – есть свобода, люди могут представить себе собственные истории, ассоциации, мечты, надежды, фантазии», - поделилась с нами Ребекка Хилзер.
Mariella Gänsewig, Из проекта "Hemp", 2020
А другая немецкая художница Мариелла Гензевиг (Mariella Gänsewig) поднимает проблемы экологичности производства ниток и материалов. После поездки в Узбекистан она увидела пересохшую почву, ландшафты, которые все больше превращаются в пустыни и резкое снижение водных ресурсов – все из-за производства хлопка. Бесконечные просторы пустыни, жара и сухость, и где-то в глубине исчезающая в песочном цвете голубая вода – все это отразилось в ее полотнах. Мариелла рассказала нам о том, что «узбекские кочевники применяли минималистский подход к природе. Принимая кочевую культуру в качестве модели, я следую традиционному рабочему процессу от сырой фибры до производства готовой нити ткани, сама ее окрашиваю натуральными красителями. Для получившейся серии Dürre я сама сделаю пряжу из конопли. В своих художественных работах я использую исключительно материал конопли. Я убеждена, что Конопля в текстильной промышленности приносит наибольшую выгоду с наименьшими экологическими последствиями.»
Wieneke Gerianne Anna Bremer, кадр видеодокументации перформанса «Во мху», 2020.
А художница Венике Жеран Бремер (Wieneke Gerianne Anna Bremer) из Нидерландов и вовсе решила с помощью тафтинга создать имитацию мха для своего перформанса «Во мху», чтобы ощутить себя внутри природной экосистемы леса. Экспериментируя с натуральными и искуссственными нитями, она создала объект, ковер – как гибрид соединения природного и искусственного. «Дюны, мох - всегда будут прекрасными для нас, если мы, люди, позволим им быть», - Wieneke Gerianne.
Работы демонстрируют, что текстиль привносит свои собственные знания и ощущения, которые имеют решающее значение для более полного понимания истории и потенциала искусства. Возвращения искусства к пониманию слова «искусный» и оставляя пространство для «идеи», которая долгое время была главенствующей в современном искусстве.
Текст: Элен Рожнова.
Comments