Павильон Российской Федерации на Венецианской биеннале
С 23 мая по 29 ноября 2020 года пройдёт 17-я Венецианская архитектурная биеннале, тему для которой сформулировал её куратор, известный архитектор Хашим Саркис: «Как мы будем жить вместе?». Не так давно новым комиссаром российского павильона на биеннале была назначена Тереза Иароччи Мавика, а 16 января 2020 года она приняла участие в открытой дискуссии вместе с главным архитектором города Москвы Сергеем Кузнецовым и куратором павильона Российской Федерации на архитектурной биеннале Ипполито Пестеллини Лапарелли, который подробно рассказал о замысле проекта Open!. Участники дискуссии ответили на вопросы о роли архитектуры в меняющемся мире, её взаимосвязи с другими областями культуры и рассказали о своём видении концепции будущего павильона.
Спикеры открытой дискуссии
«За границами архитектуры: к новым моделям (со)существования»
Тереза Иароччи Мавика Фото: Валерия Титова
Сергей Кузнецов Фото: Валерия Титова
Ипполито Пестеллини Лапарелли
Фото: Валерия Титова
Состоялся очень насыщенный диалог, самые главные моменты которого мы отразили в этой статье. Среди гостей было много представителей из профессионального сообщества: критиков, студентов, архитекторов, каждый из которых хотел узнать подробности о конкурсе на разработку проекта реконструкции павильона Российской Федерации на Венецианской биеннале. (В конце статьи вы найдёте более подробную информацию о конкурсе).
Фото: Валерия Титова
В самом начале вечера Тереза Иароччи Мавика заявила о том, что лично для нее целью данной встречи является попытка ответить для самой себя на вопросы о том, кем сегодня является комиссар национального павильона на Венецианской биеннале, какова его роль и роль самого павильона. Говоря о стремлении к его «декомиссаризации», Мавика подчеркнула, что этот процесс заключается в коллегиальном подходе к работе над павильоном, который нуждается в реконструкции как здание и в переосмыслении как институция. Отвечая на поставленную перед ней задачу получить «Золотого льва» (главную награду Венецианской биеннале), она выразила сомнение в уместности такого стремления. Выбор специалиста из России на роль куратора всей биеннале представляется Мавике гораздо более важным вызовом, подразумевающим участие в общем диалоге.
Сергей Кузнецов не пропустил ни одного выпуска биеннале с 2010 года (он был сокуратором павильона в 2012 году, куратором в 2016, а также занимался проектами в параллельной программе). По его мнению, особенностью павильона Российской Федерации всегда была жажда международного признания и успеха, пристрастность по отношению чужой оценки. В противовес этому Кузнецов выдвинул тезис о том, что гораздо ценнее создавать смелое, провокационное высказывание на актуальную тему, иметь голос в общем диалоге. В связи с этим Тереза Мавика выразила надежду на то, что павильон сможет демонстрировать большую независимость и формировать долгосрочное высказывание благодаря тому, что теперь на ближайшие 10 лет у него будет один единственный оператор – компания Smart Art.
Ипполито Пестеллини Лапарелли начал свой рассказ о проекте реконструкции павильона Российской Федерации на Венецианской биеннале со слов о том, что архитектура не может существовать в вакууме – она неразрывно связана с остальным культурным и общественным контекстом. Именно поэтому очень большое внимание в ходе конкурса на проект будет уделяться его междисциплинарному аспекту. Еще одна важная тема – это темпоральность. Павильон сейчас нуждается в реконструкции, поэтому было принято решение использовать этот переходный период для переосмысления его роли как культурной институции путем превращения его на время биеннале в открытую площадку для дискуссии. Она будет вестись между группой специалистов, которые будут работать над проектом реконструкции во временном пространстве внутри павильона, и публикой – гостями биеннале. В результате этой дискуссии куратор надеется выработать принципы, которые смогут лечь в основу функционирования павильона в будущем, выработать стратегию, которой будут руководствоваться следующие поколения. На данном этапе, по мнению куратора, крайне важным является пересмотр институциональной роли павильона как выставочной площадки, обладающей своей собственной неповторимой душой. Также необходимо учитывать вопрос экологии, который сейчас как никогда актуален. Предполагается, что с помощью архитектуры участники проекта и публика будет обсуждать проблемы, имеющие планетарное значение. Это касается не только природы, но и политики, отношения людей друг к другу.
Несколько раз в разной форме из зала прозвучал вопрос о том, можно ли будет победившей команде архитекторов вмешиваться в конструкцию самого здания? На это Ипполито Пестеллини Лапарелли ответил, что отдельные вмешательства допустимы, но при этом важно понимать, что здание является памятником архитектуры. Любые изменения должны быть согласованы с соответствующими органами венецианских властей и, так или иначе, соответствовать изначальному архитектурному замыслу Алексея Щусева.
На вопрос о том, как будет выбираться победитель конкурса, ответила Тереза Мавика. Выбор будет осуществляться куратором и комиссаром вместе с междисциплинарной группой экспертов и ориентирован на целостность, ясность и выполнимость архитектурного подхода, а также степень соответствия проекта изначальному замыслу Щусева и на ряд других критериев.
О КОНКУРСЕ
Уже 14 февраля будет объявлена команда, которая продолжит работу в Венеции. К конкурсу приглашались российские архитектурные бюро и/или междисциплинарные коллективы, возраст участников которых не превышает 40 лет. Подтвержденный опыт работы в архитектурных, выставочных и исследовательских проектах - одно из необходимых условий.
コメント