20 апреля в стенах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков открылась выставка под названием «Не живопись. Декоративно-прикладное искусство из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина». Впервые за долгое время центральными объектами экспозиции стали керамика и текстиль Пабло Пикассо, Анри Матисса, Фернана Леже, Мориса Дени, Рауля Дюфи, Жана Люрса, выставленные из фондов музея. Мы побеседовали с научным сотрудником музея Еленой Коротких, одним из кураторов выставки.
Елена Коротких
- Как и когда возникла идея этого проекта? Ведь выставка вокруг декоративно-прикладного искусства достаточно рискованное мероприятие даже на сегодняшний день. Не каждый посетитель будет готов сместить свой интерес на «не живопись», как удачно заявлено в названии самой выставки.
- Вы знаете, эта идея витала в воздухе довольно давно. Мы ждали лишь возможности. На самом деле отчасти нам следует поблагодарить пандемию, так как по понятным причинам сдвинулось выставочное расписание, и образовалось «окно». К счастью для нас, кураторов, мы были готовы к реализации идеи и смогли ее удачно вписать. Иначе эта выставка ждала своего часа еще очень долго.
- Предпринимаются ли какие-то дополнительные меры, чтобы привлечь внимание к выставке?
- Поскольку мы лишь недавно открылись для широкой публики, эта выставка стала одним из первых больших проектов, после выставки Билла Виолы. Но здесь у нас классическая экспозиция.
- Керамические эксперименты Пикассо и Матисса у многих на слуху, некоторые произведения представлены в постоянных экспозициях крупнейших музеев мира, в том числе здесь, но вот текстильное и шпалерное искусство явно остается малоизученным для широкого зрителя. Почему так?
- Текстиль почти не показывают, отчасти потому, что его сложно хранить. Он большой, и требует очень деликатного ухода. Такое мероприятие могут позволить себе только очень крупные музеи, либо «любители», которые занимаются исключительно текстилем и которые имеют возможность, к примеру, купить холодильный шкаф. Текстиль – это выцветание, различные насекомые, проблема утраты краски, которая впитывается и испаряется. Это очень тонкое и щепетильное дело. С текстилем очень сложно.
Шпалеры Рауля Дюфи мы первоначально планировали выставлять очень ограниченное время, в этом смысле как раз хорошо, что выставка продлится всего два месяца.
Таким образом, у нас появилась возможность показать такие редкие вещи, и их не придется досрочно снимать, потому что на полгода их повесить нельзя.
- Очень интересен провенанс экспонатов, хотелось бы узнать поподробнее. Помимо коллекции Ивана Абрамовича Морозова, откуда еще поступали в Пушкинский музей произведения, есть ли какие-нибудь интересные примеры? Может быть, какие-то приходилось реставрировать?
- Реставрировать такие изделия приходится так или иначе все, потому что они очень хрупкие. Есть предметы, подаренные Лидией Делекторской, которая была последней спутницей жизни и музой Анри Матисса. После его смерти она подарила очень много вещей музею напрямую. Также есть коллекция Надежды Ходасевич-Леже, второй жены и вдовы Фернана Леже, подарившей многие предметы Министерству культуры, которое уже затем занималось их распределением по музеям, в числе которых мы и Эрмитаж. Есть «морозовские» вещи, но это ранние вазы Дени, Пюи.
- И в заключение, Вы могли бы дать какой-то совет для потенциальных зрителей, которые решат посетить выставку?
- Знаете, я, наоборот, за то, чтобы на выставку приходить неподготовленным. Потому что после, если что-то будет не сходиться с тем представлением, которое у вас уже сложилось ранее от прочитанного, это может интуитивно восприниматься «в штыки». А здесь мы максимально постарались дать воздуха, мы не делали длинных этикеток и больших сопроводительных текстов. Все, что у нас есть – это три абзаца в каждом зале, потому что в приоритете исключительно визуальное восприятие. Мы намеренно не рассказываем про каждую тарелочку, хотя про каждую есть что рассказать. Но эта выставка, в первую очередь, про понимание масштаба личности мастеров.
Выставка продлится до 20 июня 2021 года.
Интервью подготовила Софья Федорова.
Comments