Многие, сталкиваясь с непомерно большой на их взгляд цифрой стоимости аукционного произведения, невольно задаются вопросом от чего эта цифра, собственно, зависит и как определяется та начальная стоимость, задаваемая минимальной ставкой аукционного дома. Факторов, формирующих стоимость, помимо различных комиссий и мультипликаторов, существует множество, и о них мы сегодня и расскажем.
Следует понимать, что художественные активы как рынок частных акционерных инвестиций представляет собой особую форму, отличную от привычных владений. В отличие от традиционных инвестиционных активов (акций и облигаций) и даже таких активов, как недвижимость, приобретение предмета искусства сразу заставляет коллекционера принять на себя обязательство по обслуживанию отрицательного денежного потока, так называемой «стоимости владения». Стоимость владения складывается из затрат на страхование, охрану, хранение и реставрацию арт-активов и в зависимости от предметов искусства и возможности инвестора разделить затраты между большим числом предметов коллекции может составлять от 1% до 10% стоимости работы в год. Поэтому, приобретая произведение искусства, нужно учитывать и дальнейшие затраты на его хранение, помимо, конечно, затрат на транспортировку, страховку и различные комиссионные, взимаемые аукционными домами. Если несколько отойти от самой художественной ценности совершаемой покупки и взглянуть на это с финансовой точки зрения, то покупка произведения искусства сродни по сути и духу покупке убыточной компании с планируемыми убытками на весь период владения и неясной перспективой возможности перепродать этот актив ни с точки зрения сроков, ни с точки зрения ожидаемой ставки возврата на капитал. Однако нужно понимать, что совершаемые приобретения в большинстве случаев, как нам хочется верить, отвечают несколько иным целям, поэтому перспектива роста цены в долгосрочном периоде остается в данном случае не столь принципиальна, если вообще обсуждаема.
Расчет справедливой цены произведения искусства никогда не сможет сформировать публично известную цену на арт-объекты по причине низкой ликвидности и непрозрачности арт-рынка в целом и уникальности предмета искусства относительно стандартного биржевого товара. Во многом такой расчет будет основываться на анализе средней стоимости произведений той же категории (года создания, мастера, стиля и т.д.), но это все корректируется также выбором сюжета, популярностью в данный момент мастера на арт-рынке, сохранностью работы, процентом сохранившихся работ продаваемого художника. Помимо этого, важным фактором в расчете станет так называемый провенанс-риск, который, по сути, с самим произведением ничего общего не имеет. Он касается «жизни» произведения на вторичном рынке, и этот мультипликатор существенно отражается на итоговой стоимости.
Рассчитываемая цена того или иного произведения всегда относительна и во многом субъективна, она не остаётся константной и зависит от множества параметров. Одним из таких важных факторов является ликвидность и ширина рынка работ автора представляемого произведения. И здесь, подобно рынку акций, существуют различные категории представляемых авторов: «голубые фишки», «второй эшелон», «третий эшелон», «редкие продажи», «случайные продажи», «новое имя». Так, к представляющим одни из наиболее дорогих работ "голубым фишкам" относятся Винсент ван Гог, Пабло Пикассо, Поль Сезанн, Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар и Модильяни. "Средняя цена" этих художников будет значительно выше представителей остальных категорий. Период создания работы – ещё один значительный параметр в оценке произведения искусства. Работа может стилистически относиться к импрессионизму, постмодернизму, представлять культуры от эпохи Возрождения до классицизма или же поп-арт и т.д., но от каждого периода зависит и её стоимость. Одними из наиболее "дорогих" периодов стали неоимпрессионизм, венское Возрождение, набизм, фовизм и модерн. Средняя стоимость работ (входящих в рейтинг 500 самых дорогих произведений) этих временных категорий будет начинаться приблизительно с 15 млн. долларов. Интересно и то, что существуют отдельные "урожайные" года, к которым относятся наибольшее количество произведений с рекордными ценами. Рекордсменами являются 1888 и 1905 годы, лидирующие как по количеству произведений, так и по их совокупной и средней стоимости.
Важно обращать внимание и на то, каков был возраст автора в момент создания картины. Этот момент имеет весомое статистическое значение при анализе исторических цен на арт-работы. В каждом отдельном случае академическая зрелость, расцвет мастера, период активного творчества будут варьироваться. Ведь так, например, творческий период Ван Гога замкнется на последних 10 годах его жизни, что несопоставимо с временем творчества того же Микеланджело. Значителен временной контекст как на момент создания, так и на момент определения цены. Это отдельная категория, влияющая на расчет цены, – так называемая контекстная стоимость. Неудивительно, что работа, призванная мировым шедевром, будет стоить в разы дороже произведений кисти того же мастера.
Возвращаясь к уже упомянутому провенанс- мультипликатору, заметим, что в какой то мере это значение становится показателем риска покупки подлинника. Так, в наличие 50%-ной вероятности подделки, в реальности существующей для многих из попадающих на арт-рынок дорогих работ, вдвое сокращает расчетную стоимость шедевра. Именно эта зависимость наглядно объясняет, почему арт-рынок наводнен не только продавцами подобных произведений, но и покупателями, ведь большим искушением для многих является покупка картины, к примеру, за 100 тыс. долларов, которая на самом деле может оцениваться в 3 млн. долларов, являясь аутентичной. И здесь Sotheby's и Christie's становятся своеобразными спасательными кругами для коллекционеров, такие риски избегающих. Аукционные дома являются уникальными посредниками, способными дать финансовую гарантию рисков аутентичности и экспроприации и позволить поднять провенанс-мультипликатор до единицы в расчете стоимости предметов искусства.
Помимо упомянутых факторов влияния на расчетную стоимость произведения существует множество других, как, например, размер полотна, национальность художника, сюжет, которые формируют различные ценовые категории, высчитанные со средней стоимости уже проданных работ. Все это впоследствии и формирует цену, транслируемую минимальной при продаже на аукционах, либо же при частной покупке. Несомненно, цена в большинстве случаев будет подниматься в ходе "борьбы за покупку" (если речь идет о аукционах), и мотивы к приобретению у коллекционеров могут быть совершенно разные: от радости владения до совершенно прагматичных мотивов PR-эффекта и цены статуса.
Commentaires