Выставка Андрея Николаевича Красулина «Без названия» — довольно маленький проект в масштабах Третьяковской галереи, который помещается всего в одном зале №38. Этот зал поначалу даже сложно найти, ведь он ненарочно “спрятан” в глубине экспозиции на втором этаже, поэтому, чтобы добраться до него, нужно быть довольно пытливым зрителем, и не стесняться спрашивать дорогу у смотрителей музея. Надеемся, что после этой небольшой статьи, вам захочется познакомиться с творчеством Андрея Николаевича, если вы с ним ещё не знакомы, или обновить ваше знакомство, если встреча с этим художником для вас уже состоялась.
Андрей Красулин — известный скульптор, живописец и график, одна из знаковых фигур в современном искусстве. Проект «Без названия» — это вторая персональная выставка Андрея Красулина в Третьяковской галерее. Ретроспектива демонстрирует скульптуру, живопись, графику и пространственные объекты, отражая многогранность и одновременно целостность творчества художника. Экспозиция дает разностороннее представление о сложном метафорическом языке искусства Андрея Красулина, родственном эстетике минимализма.
Андрей Красулин, "Пол", 1995. Из цикла «Доски»
Дерево, трос, железо, темпера
Государственная Третьяковская галерея
Итак, пройдя через залы второго этажа и поднявшись ещё раз по лестнице, вы оказываетесь в просторном зале, разделенном на несколько пространств с помощью длинных листов металлической сетки, свисающей с потолка. Этот материал часто используется в работах художника. Таким образом декораторы выставки связали оформление выставочного пространства с мастерской художника и постарались передать атмосферу его творчества. Подчеркнуть заданный стиль оформления позволили прибитые к стене полки, на которых, по словам художника, работы стоят, как в мастерской. Даже таблички рядом с картинами и арт-объектами выполнены из картона — одного из любимых материалов Андрея Красулина.
Андрей Красулин, "Пейзаж", 2016
Дерево, металл, краска
Собственность автора, Москва
На выставке представлены как картины художника, от более старых работ, до современных, так и скульптура. В его произведениях очень сложно увидеть образ, в ней нет прямолинейности или какого-либо открытого и доступного, с первого взгляда, смысла. Даже материал, в котором творит художник, непривычен. Основой большинства его композиций становятся абсолютно разные предметы и вещи, чаще всего уже отслужившие свой срок и мало на что пригодные. Например, решётка из-под винных бутылок, старые доски, картонные коробки, рамы от картин, даже старые письма и рукописи. По словам его жены, писательницы Людмилы Улицкой, Андрей Николаевич видит в таких вещах особенную ценность, красоту и эстетику. Но даже несмотря на то, что он работает с так называемым мусором, у него есть бережное отношение к материалу. После работы над крупным объектом, ничто, даже мелкие стружки, не должны пропасть, они также станут частью какой-то работы.
Андрей Красулин, "Памятник снегирю", 1976
Дерево, темпера, зеркало, медный лист
Собственность автора, Москва
Мы не будем углубляться в детальный разбор работ Андрея Красулина, представленных на выставке, или пытаться дать им какую-то характеристику. Наверное, потому что это попросту невозможно. Как сказала куратор этой выставки, Светлана Коробцова: «Андрей Николаевич — это художник, за работами которого не стоит какая-то сложная концепция или интеллектуальная формула. Их смысл заключен в их собственном пластическом качестве и не случайно многие из его работ подписаны просто “Без названия”. Он не даёт зрителю какого-то вектора для понимания этой работы. Мы смотрим на его произведение и мы свободны в своих ассоциациях, в том, какие образы, мысли, чувства у нас эта работа порождает». Поэтому лучше увидеть его работы вживую и самим подумать над тем впечатлением, которые они производят. Но порой, для того, чтобы лучше понять творчество человека, интересно посмотреть на него самого, попытаться понять, каков он? На презентации выставки нам удалось познакомиться с Андреем Николаевичем, посмотреть на него со стороны, послушать его черезвычайно короткое выступление и поговорить с ним лично.
Андрей Красулин, "Коробка", 2018
Спанбонд, холст, акрил
Собственность автора, Москва
К слову, художнику уже 86 лет, начало его творчества приходится на 60 годы прошлого века. Андрей Красулин говорит, что «существует сам по себе, спокойно и несуетно находясь в стороне от магистральных путей современного искусства», так было раньше, так остаётся и сейчас.
Андрей Красулин, "Плафон", 2001
Картон, смешанная техника
Собственность автора, Москва
После приезда художника кураторы рассказали о процессе создания выставки и о творчестве Андрея Николаевича, вернее сказать, о своей интерпретации его творчества. У самого же художника заготовленной речи не было, поэтому он предложил задавать вопросы, уточнив при этом, что больше всего любит вопросы, на которые можно ответить “да” или “нет”. Вообще создалось впечатление, что Андрей Николаевич — это играющий ребёнок, который делает то, что он сам хочет и при этом забавляется над другими. Этот человек гениально уходит от ответов на заданные вопросы, предоставля даже в беседе лично с ним простор для творчества и фантазии.
Андрей Красулин, Рельеф из серии «ТЕАТР», 1969
Гипс
Собственность автора, Москва
Анна: Вы сказали, что любите вопросы, на которые можно ответить просто “да” или “нет”. Поэтому скажите, Вы согласны со всем, что сказали кураторы этой выставки про ваше творчество?
Андрей Николаевич: А я их не слушал.
Анна: Это очень интересно, я вот слушала, и надеялась, что с помощью этого смогу лучше Вас понять. Вообще я прочитала довольно много ваших интервью, Вы много говорили про то, что стараетесь дать зрителю пространство для собственных фантазий и для самостоятельного осмысления ваших работ. Но с другой стороны, Вы чувствуете какую-то ответственность за своего зрителя?
АН: Я ещё в начале пути обрёл некий круг людей, в отношении которых я не должен был сомневаться и отношение которых не менялось. И это большое дело для художника. Этого было совершенно достаточно, и до сих пор этого совершенно достаточно. У меня нет никакой проповеди, или навязывания концепций, или социального содержания. За редким исключением, бывает что и туда заносит.
Анна: А вам хотелось бы это иметь? Или у вас совсем к этому душа не лежит?
АН: Нет! На самом деле, это позиция “баловня судьбы”, но так оно и есть, я не виноват. Это судьба, кто-то же должен им быть (смеётся). Потом я знаю, что вреда я точно никому не причиняю, это уже совсем немало. А исследовать основы — этим занимаются другие люди. Можно читать или не читать, но есть те, кто прям хорошо пишет.
Я: А какая ваша любимая работа на этой выставке?
АН: У меня немного по-другому. Состоялась работа или не состоялась. Что здесь есть — это состоялось. Но эта категория имеет градации. Ну то есть, что-то нравится больше, а что-то меньше.
Я: А когда вы создаёте свои работы, у вас получается быть зрителем, наблюдателем? Или вы скорее творец?
АН: Делаю почти с закрытыми глазами. Не всякое конечно, есть работы очень технологичные, гайки например закрутить. Их на интуиции не закрутишь.
Я: Никогда не умела гайки закручивать.
АН: Не было нужды просто (смеётся)
Андрей Красулин, "Без названия", 2010
Собственность автора, Москва
Подводить какой-то итог довольно сложно. Наверное, потому что отношение к такого рода искусству может быть абсолютно разным: от полного непонимания, до осознания глубоких философских истин. Многое в современном искусстве неоднозначно, много, грубо говоря, даже не является искусством, а что-то заставляет нас задуматься над вопросом, а что такое искусство, зачем оно нужно и из чего оно должно состоять? Мне кажется, что творчество Андрея Николаевича Красулина относится именно к последнему, поэтому после выставки, даже если вы не сможете понять творчество художника, вы как минимум задумаетесь о понятии творчества в целом и о его месте в нашей жизни.
Comments