Недавно завершилась одна из самых масштабных ярмарок современного искусства - Art Basel Miami Beach, самым обсуждаемым событием которой стала скульптура итальянского художника Маурицио Каттелана.
Фото: Courtesy Galerie Perrotin
Эстафету по созданию скандальных скульптур, шокирующих публику спустя 100 лет у Марселя Дюшана перехватил современный 59-летний итальянский художник Маурицио Каттелан. Внимание всех гостей ярмарки приковал банан, приклеенный изолентой к стенду французской галереи Perrotin. Всех удивлял не только тот факт, что банан был настоящий, но и то, что эта скульптура в первый же день работы ярмарки была продана за $120.000 основательнице магазина Colette в Париже - Саре Андельман. Затем банан заменили на новый, после чего снова продали арт-объект за ту же цену, а затем стоимость банана возросла на $30.000 и составила $150.000. Помимо всего этого, третий банан станет частью музейной экспозиции, пока неизвестно какой.
Давид Датуна во время аукции "Голодный художник", Art Basel Miami Beach, 2019
Через пару дней американский художник грузинского происхождения Давид Датуна пришёл на стенд и съел произведение искусства, назвав свой поступок акцией «Голодный художник», но галерея Perrotin отреагировала на это спокойно, потому что концептуальные произведения искусства невозможно уничтожить, так как при покупке вручается сертификат, по которому можно воссоздать арт-объект. Помимо этого, Каттелану не привыкать, что его произведения исчезают, так как в сентябре этого года из Бленхеймского дворца в Великобритании исчез золотой унитаз стоимостью более 5 миллионов евро.
За судьбой банана на протяжении нескольких дней следил весь мир, а у банана даже появился свой инстаграм-аккаунт, которым управляет галерея Perrotin.
Всех волнует только один вопрос - как это произошло?
На протяжении всех дней работы ярмарки Маурицио Каттелан позволял СМИ и зрителям думать, что таким образом он издевается на арт-рынком и над людьми, которые вкладывают немалые деньги в обычный банан и кусок изоленты. При этом именно эти критики одарили арт-объект максимальным вниманием.
На своей страничке в facebook основатель галереи pop/off/art Сергей Попов предположил, что художник вдохновился фильмом "Джокер", "в котором слово "comedian" повторяется десятки раз и служит ключом к мрачному повествованию. Герой Феникса не устаёт повторять, что то, что кажется трагедией - на самом деле комедия. Вот и здесь - эта такая шутка Каттелана; смеяться после слова "банан". Это грустная и циничная шутка в мире, где, как мы знаем, большинство шуток неполиткорректны и могут дорого обходиться; в мире, где цинизм по-крупному может быть не наказуем, а наоборот, всячески поощряем".
Популярна была в сетях и стандартная фраза «Даже я могу это сделать», на которую всегда хочется ответить: «Так сделай!». Более того, эту идею уже воплощали многие художники: российский художник Евгений Чес, разместив банан на одной из стен на севере Москвы в 2015 году, а немецкая художница Карин Сандер прикрепляла бананы к стенам в 2012 году и называла это искусством.
Евгений Чес, 2015
Карин Сандер, 2012 из серии "Kitchen Pieces"
Но достичь такого феноменального успеха удалось лишь Каттелану, который доказал, что принцип реди-мейда ещё функционирует даже спустя 100 лет, а концепция и идея превалирует над стандартными классическими формами.
Марсель Дюшан, "Фонтан", 1917
Comments