Посещение выставки «Свободный полёт» в Новой Третьяковке станет правильным шагом в сторону понимания сложности феномена «неофициального» искусства в СССР. Выставка посвящена Андрею Тарковскому, чье творчество создатели выставки соотносят с художниками - нонконформистами 1960-80-х годов. Эта параллель не из тех, что на поверхности, потому что с большинством художников Тарковский не был знаком и не работал, но, несмотря на то, что внутри «неофициального» искусства существовала масса индивидуальных стилей, имела место и определенная солидарность между теми, кто не был официально признан. Данная выставка представляет собой трилогию из проектов музея AZ, проводимых ранее на разных площадках: «Предвидение» (2016, Электротеатр Станиславский), «Прорыв в прошлое» (2017, Театр Наций) , «Новый полёт на Солярис» (2018, Фонд Франко Дзеффирелли, Флоренция).
Исследователи отечественного искусства XX века часто сталкиваются с тем, что понятие «неофициального» в советском искусстве кажется размытым, ведь признаки этого явления в советском искусстве неоднозначны. Но всё же существует ряд тем, обращение к которым в творчестве считалось признаком отклонения от официальной линии искусства, и «не с ними», всегда означало «против».
Одной из таких тем, как ни парадоскально, была религия. Парадокс заключается в том, что тема, на которую на протяжении многих веков опиралось искусство, поощряемое властью, в советской действительности стала символизировать протест. Экспозиция первого зала выставки соотносит христианскую тему в творчестве Дмитрия Плавинского и фильм Тарковского «Андрей Рублев».
Фото: РИА Новости
Религиозность 60-х - 80-х и «неофициального» искусства совершенно особая - это философское рассуждение о важном и попытка в духовных поисках осмыслить национальную культуру, определить место русского наследия в мировом наследии искусства на христианскую тему. Ведь «Андрей Рублев» (1966) не столько о христианстве, сколько о творчестве, о таланте и о тех муках, что сопровождают великих творцов. А масштабные полотна Дмитрия Плавинского - это что-то вроде исследовательских работ, в которых он обращается к христианским артефактам, к кресту, как к символам, к древнерусскому искусству, и только посредством элементов такой стилистики он размышляет и о духовном, и об историческом контексте. Соотнесение кадров из фильма «Андрей Рублев» и картин Плавинского в едином пространстве подчеркивает общность стилей.
Фото: РИА Новости
Другая тема неофициального искусства получила развитие в зале, посвященном фильму «Сталкер» (1979) , где стены увешаны работами художника нонконформиста Петра Беленка. В данном случае «панический реализм», заключавшийся в конфликте человека и довлеющей над ним неизбежной катастрофы, который Беленок развивал из картины в картину, тоже наделяет его работы протестным духом. Беленок работал в смешанной технике, соединяя элементы абстракции и коллаж, и эта объемность и разнообразие техник усиливают напряжение и элемент «плохого предчувствия». Темой катастрофы в своих работах Тарковский и Беленок предсказали грядущую Чернобыльскую аварию (1986).
Фото: РИА Новости
Последний и наиболее насыщенный зал выставки сопоставляет футуристическую тему в фильме «Солярис» и картины неофициальных художников СССР. Стремление уйти к абстрактному и беспредметному, уйти от сюжетности к выразительности образа - одна из главных черт, присущих советским художникам-нонконформистам. Совершенно разные по стилю и теме картины Юло Соостера, Олега Целкова, Владимира Немухина, Лидии Мастерковой, скульптуры Эрнста Неизвестного и других объединяет зал, подобный космическому кораблю из фильма Тарковского. Это космогоническое пространство подчеркивает новаторство и поразительную актуальность советского «неофициального» искусства.
Так, путешествие в мир неофициального искусства, сопровождающееся патетической музыкой Баха и музыкой из фильмов Тарковского, оставляет яркое и многосложное чувство внутри. И искусственно созданная взаимосвязь между Тарковским и художниками оказывается достаточно успешной, потому что позволяет увидеть нонконформистское искусство и кинематограф с нового ракурса.
Посетить выставку и сделать собственные выводы возможно до 22 сентября 2019 года в новом Западном крыле Третьяковской Галереи на Крымском Валу.
Текст: Камила Кипкеева
Kommentare