«Круглый стол: Текущее состояние художественной критики» - так называется переводной текст из юбилейного сотого весеннего выпуска журнала October 2002 года, осуществлённый в рамках издательской программы фонда V-A-C и Artguide Editions.
О ЧЁМ?
Читатель становится свидетелем бурного обсуждения значимых фигур из мира современного искусства, организованного редакцией журнала October в Нью-Йорке в 2001 году. В беседе приняли участие ведущие критики, теоретики и историки искусства — Джордж Бейкер, Розалинд Краусс, Бенджамин Бухло, Дэвид Джослит, Джеймс Майер, Хэл Фостер, Хелен Молсуорт, а также художники и кураторы — Андреа Фрейзер, Роберт Сторр, Джон Миллер. Они обсудили аспекты, повлиявшие на несколько поколений художественных критиков США: связь критики и художественной практики, вопросы определения и функции критики, её взаимоотношения с институциями, популярной культурой и рынком. В ходе обсуждения спикеры попытались определить пути обновления существующего языка и стиля критического высказывания.
ПОДРОБНЕЕ
Давайте разберёмся подробнее, кто все эти люди, принявшие участие в круглом столе:
Джордж Бейкер - искусствовед, известен своими работами по фотографии. профессор истории искусства в Университете Калифорнии (Лос-Анджелес), редактор журнала «October»
Розалинд Краусс - крупнейший американский искусствовед, редактор, критик и теоретик современного искусства. Профессор Колумбийского университета, основатель журнала «October»
Бенджамин Бухло - немецкий историк искусств и художественный критик
Дэвид Джослит - историк искусства, автор книг, художественный критик, почетный профессор истории искусств в учебного центра CUNY
Джеймс Майер - художественный критик
Хэл Фостер - американский искусствовед и историк
Хелен Молсуорт - писатель и художественный критик
Андреа Фрейзер - художница, работающая в жанре перформанс, известна своими работами в области институциональной критики
Роберт Сторр - куратор, художественный критик, художник и писатель
Джон Миллер - художник, писатель и автор критических работ о репрезентации в искусстве
Что случилось с нашей верой в то, что критика вписывает художественный объект в контекст и рассказывает о том, как он функционирует внутри большого дискурсивного поля из текстов, объектов и институций, а не просто развивает художественный замысел, намеченный художником? Куда делась вера в то, что можно обсуждать произведение отдельно от художника?
Хелен Молсуорт
Пытаясь определить значение современной арт-критики, профессионалам, в частности, искусствоведам, теоретикам и критикам, нужно определить, для какой аудитории они пишут. По мнению Роберта Сторра, художественную критику можно разделить на три блока: профессиональную, художественную и критику, направленную на широкую аудиторию. Хэл Фостер определил и три функции критики: археологическую, исследовательскую, парадигмообразующую и мнемоническую. Но самая главная задача художественной критики, по мнению Хелен Молсуорт, заключается в том, «чтобы сделать личное понятным публике».
Давайте разберёмся, где можно встретить критические тексты? Например, в специализирующихся на искусстве журналах, научных работах или каталогах к выставкам. К написанию каталогов нередко приглашаются независимые авторы, среди которых есть и художники, что художница Андреа Фрейзер относит к маркетинговым махинациям. Весь мир переживает сейчас нелёгкие времена повсеместного упрощения. Эта тенденция коснулась и научного сообщества, а именно проявилась в упрощении форматов и концепций. В данном случае, речь идёт о журналах, которые вынуждены создавать яркие заголовки типа «10 лучших …» или «Топ-10 …», чтобы быть прочитанными. За круглым столом его участники сравнили политику ведущих журналов об искусстве: американский журнал «Art News» 1950-х годов, «Documents», «October», беллетрическую модель «Artforum» и «Parkett», ориентированный на коллекционеров. Спикеры обратились к истокам художественной критики и определили её цели и задачи, затронув труды основоположников художественной критики и теоретиков XIX века. Центром обсуждения неоднократно становилась влиятельная фигура в мире художественной критики и автор одних из лучших критических текстов — Шарль Бодлер, который не очень любил публику, для которой писал критические статьи в своём «журнале одного автора» - знаменитом «Салоне».
Шарль Бодлер - критик, писатель и переводчик французского происхождения,
основоположник эстетики декаданса и символизма.
В рамках круглого стола был затронут и вопрос выставочной деятельности, в частности, выставочных площадок и деятельности куратора. Хелен Молсуорт считает, что голос критика уже не так важен для куратора, и «он больше не звучит в в пространстве так, как раньше. Он больше не звучит в голове куратора». Несложно догадаться, что сведение роли критика к нулю говорит о надвигающемся или уже господствующем кризисе не только художественной критики, но и истории искусства в целом. Ускользающая элитарность искусства привела к дилетантизму. Понятно и возмущение Хелен по поводу открытия доступа в музейное пространство художникам. Обращаясь к истории, можно вспомнить тот факт, что критики всегда являлись ключевой фигурой в художественном мире: будь то Джон Рёскин, яро защищавший в XIX веке произведения всеми любимого сегодня Тёрнера; Роджер Фрай, пропагандирующий модернистское искусство или Клемент Гринберг, который защищал идеи цветового поля, представителями которого являлся Марк Ротко. Ситуация, которая царит в XXI веке, вызывает кризис суждения в вопросах формирования канонов, в том числе и биеннале. Если обратить внимание на список участников различных биеннале, то несложно будет заметить, что имена художников повторяются, что послужило поводом назвать штатному критику журнала «The New Yorker» Питеру Шелдалу в одной из статей данный процесс «фестивальностью», призывая таким образом, не доверять институционализации искусства, при этом не путая это с недоверием к самому искусству. Стоит заметить, что Питер Шелдал не раз обвинял публику в антиинтеллектуализме.
КОМУ ПОДХОДИТ ЭТА КНИГА?
Тем, кто неравнодушен к миру искусства в целом, в особенности, к проблемам состояния мира искусства, да и тем, кто просто хочет заглянуть в закулисье современного художественного мира. Книга будет полезна и будущим критикам, которые находятся на начальных этапах формирования своих текстов. Между строк вы найдёте ответы на вопросы, нужно ли создавать тексты для аудитории с популярной культурой, должно ли быть искусство элитарным и нужно ли внедрять серьезные критические тексты в общество с глянцевыми журналами.
Comments